Изначально планировал написать про каждого музыканта пару строчек и выкладывать пост в неделю. Но процесс поглотил меня, я стал переслушивать альбомы, искать интересные моменты, треки… 🙂 В итоге, получается нечто более масштабное, чем просто список музыкантов с новыми именами. И мне это нравится. Итак, следующая тройка. Takuya Kuroda, Till Bronner, Тимофей Докшицер.
Takuya Kuroda — японец, переехавший в Нью-Йорк. В процессе карьеры двигался от музыки джазовой к музыке R&B, Soul, HipHop. Первым мне попался альбом Rising Sun (2014). И так и остался для меня фаворитом в «последжазовом» времени творчества Такуя Курода. Особенно его соло на «качёвые» ритмы, вроде треков Rising Sun, Everybody Loves the Sunshine, Green and Gold.
После появился альбом Zigzagger (2016). Более интеллектуально нагруженная музыка, чем в Rising Sun, со временем устаешь.
А начиналось все с джаза, и его джазовые соло мне тоже симпатичны.
Bitter & High (2010) — нет в Apple Music, есть в iTunes. Напоминает джазовое творчество Roy Hargrove. И дальнейшее творчество стилистически тоже, кстати, близко к Харгруву, хотя музыканты они разные. Намного больше понравилась первая половина альбома Bitter & High, до известного джазового стандарта Round About Midnight. Вообще, в балладах на длинных нотах Такуя использует сильное вибрато, играет в «мяукающей» манере. Тут снова на вкус и цвет, мне не нравится. Послушайте — решите для себя. Как минимум, ход импровизации послушать интересно.
Альбом Edge (2011), вторая его половина — все больше слышно движение к будущему стилю. А в альбоме Six Aces (2012), выпущенном годом позже, уже с первых треков слышны ломаные ритмы. Интересно, что в балладном вступлении трека Pepper Caramel Такуя снова играет в своей обычной манере, с сильным вибрато на длинных нотах и слегка подмяукивая, но звук трубы здесь обработан иначе — больше воздуха, звук теплее. В такой окраске звучит поприятнее.
Megapteras (2017) — feat. Kuroda. Хотя это feat., музыка в стиле самого Такуя. Здесь как будто смешались все его альбомы. Есть и треки в стиле альбома Rising Sun, и более сложные Zigzagger’ы. Нашлось место даже джазовому He Sands It. Apple Music все это заботливо объединяет в стиль «джаз», а это так называемый Crossover Jazz. В wikipedia еще не перевели его определение на русский, так что сделаю это я :). «Crossover jazz — жанр музыки, который сочетает джаз с другими стилями, для большей популярности у масс. Вы можете встретить альбомы музыкантов этого стиля не в джазовых чартах, а в чартах таких стилей, как Pop или R&B.» Несколько имен: George Benson, Chris Botti, Candy Dulfer, Michael Franks, Dave Grusin, Earl Klugh, Bob James, Al Jarreau, Lee Ritenour, David Sanborn, Spyro Gyra, Grover Washington Jr.
Мне понятнее мысль, что это смесь джаза с Pop, Soul, R&B и Fusion или Smooth Jazz без его приторной сладости. Эдакий Smooth Jazz Zero.
Кстати, все треки на альбоме Megapteras японских авторов. Такое вот обращение к своим японским корням в разгар творчества.
В альбоме Jose James — No Beginning No End можно послушать, каков Takuya Kuroda в духовых «пачках»:). Стили Soul, R&B.
Далее два моих фаворита в современной джазовой и в классической музыке. И спасибо судьбе, что с обоими этими музыкантами посчастливилось быть знакомым лично.
Till Bronner . Друг на «горбушке» дал послушать его альбом Chattin’ With Chet (2000). И, обратите внимание на ведение звука, окончания нот в балладах — в противоположность Такуя, у Тиля длинные ноты звучат ровно, но очень «вкусно». Сказать, что я был впечатлен — ничего не сказать. Я был заворожен, поражен, шокирован, etc… Тут же захотелось найти все, что есть с этим музыкантом — видео, аудио, интервью. Пришлось постараться — действие происходило задолго до того, как он стал хоть сколько-нибудь известен в России. Кажется, именно тогда я научился пользоваться файлообменниками, а затем и торрентами :)). Через несколько лет, в 2011 году, даже купил себе ко дню рождения билеты на концерт во Франкфурте. А после концерта, как настоящий фанат, попробовал пробраться за кулисы. Конечно, меня не пустили. Тогда я спросил у персонала, откудамузыканты будут выходить и отправился ждать туда. И дождался. Тиль оказался не только прекрасным музыкантом, но и приятным человеком. Во время разговора к нам присоединился ударник Wolfgang Haffner, и выразил мысль «Смотри, Тиль, к тебе из России приезжают на концерт — пора в Россию ехать с концертами». Ровно через 3 года, тоже в марте, я покупал билеты себе и ученикам на концерт Тиля в Московском Доме Музыки. После концерта увиделись, напомнил ему ту встречу — посмеялись вместе :).
Кстати, еще в тему его человеческих качеств, тем более, что здесь не обошлось без основной темы блога — «постановка при игре на трубе»:
Тиль очень заметно вырос профессионально за последние годы, и после концерта в 2017 году я поделился с ним своей историей восстановления. Несмотря на свой сумасшедший график, он тут же предложил обменяться контактами и поспособствовать встрече с Malte Burba — известным немецким педагогом. В общем, я искренне в восторге от этого человека и в музыкальном, и в человеческом плане.
Сложность с разбором творчества Тиля только одна — альбомов много и фаворита выделить сложно. Это скорее вопрос текущего настроения. В его игре много мысли, индивидуальности, он легко узнается по манере. Даже ранний Midnight (1997) — весь пропитан «стильностью». Обожаю хипхоповый Blue Eyed Soul (2002) — невозможно не пританцовывать. Альбом Love (2002) , напротив, поможет уснуть сном младенца. Единственное, вокал в стиле другого моего фаворита, Chet Baker , — это на любителя. Легкие треки, латинские ритмы — That Summer (2004) , Rio (2008) . Некоторые треки мне «не заходят», но как только включается Тиль — оторваться невозможно. В копилку этого легкого настроения добавился The Good Life (2016) .
Не забудьте заценить уже упомянутый выше Chattin’ With Chet.
Был у него еще прекрасный альбом Oceana (2006) — медитативный. Не знаю, по какой причине он отсутствует в Apple Music, но несколько треков можно найти в сборнике — The Best of the Verve Years (2015) : Bumpin’ , A Distant Episode, Danny Boy. Если нравятся эти треки, то ищите в интернете альбом целиком. Лично мне очень нравится.
Ну и все вопросы о его музыкальном гении снимает экспериментальный альбом Nightfall (2018) — дует трубы и баса, совместо с Dieter Ilg. Это no comments — верх уверенности и креативности. И самое главное, альбом хорош!
Еще не пропустите его совместную работу с группой Yello — трек Till Tomorrow — тоже атмосфера «ах!».
Timofei Dokshizer/Тимофей Докшицер
Как и с Тилем Бреннером, с Тимофеем Александровичем мне посчастливилось быть знакомым лично. Общение наше было недолгим, но произвело на меня, 11 летнего музыканта, неизгладимое впечатление. По стечению обстоятельств фамилия у этого гениального трубача сложнопереводимая на другие алфавиты и даже в наш современный век это продолжает быть проблемой — чтобы найти все записи в Apple Music, придется набирать его фамилию всеми возможными способами — как Dokshitser (большинство записей), Dokshitzer, Dokshizer и, наконец, Докшицер…
Концерт Глиера I и II части заставляют замереть на эти 10 минут. В концерте Арутюняна немного более заметно то самое «советское» вибрато, но это красивейший концерт и прекрасное исполнение, обязательно послушайте. Не позволяйте убедить вас в том, что из-за этого вибрато не стоит слушать Докшицера. По красоте звука, штрихам, фразировке, ему не было и нет равных! Кстати, соответственно, ниша трубача с таким же уровнем музыкального чутья и без излишнего вибрато, не занята. Есть к чему стремиться ;). Я несколько отдалился от классики, и если кто в этой теме — ценно будет увидеть ваши комментарии с именами и примерами записей интересных классических трубачей.
Из-за свойств звука Докшицера некоторые записи довольно неприятно звенят, такие как прелюдии Баха или Арабески — поищите их в других вариантах — это того стоит. Например, послушайте фразировку в этом треке Arabesque Nr.1 . Такого вы не услышите ни у одного трубача за всю историю нашего инструмента…
Очень нравится Адажио Альбинони, пока не нашел ссылку.
Из совсем классики 🙂 концерты Гуммеля и Гайдна — класс. Не забудьте перемотать вступления в 2 и 1 минуты, соответственно 😉
Если рассуждать на тему «современный Докшицер», для меня это мог бы быть Богдан Дехтярук, но он что-то не спешит с сольной карьерой… В его детских и юношеских записях слышен хороший музыкальный вкус, уверенный приятный звук, хорошая техника и аккуратность. На этих записях присутствует то самое сильное вибрато, но и у меня оно было. Ведь подавляющее большинство советских/российских трубачей воспитано на записях Тимофея Докшицера и вместе с чувством музыки и фразировкой перенимали и вибрато. Но главное, что у Богдана есть время и уверен, очень интересно как он играет сейчас. И дело не столько в его уверенности, четкости во всех регистрах, а именно в великолепной музыкальности. Даже на детских записях ее очень слышно. С удовольствием пропиарю его youtube, со скромным названием BogTrumpet :)) : https://www.youtube.com/user/Bogtrumpet/videos
Среди совсем молодых ребят знаю несколько перспективных имен, но успехи в детстве далеко не всегда означают успешный путь музыканта, к сожалению. Из нашей четверки лауреатов-дипломантов/учеников «мерзляковки» (АМУ при МГК) сольным классическим трубачом высокого уровня не стал ни один. Уверен, современный уровень развития и открытости информации по игре на трубе позволит в самом ближайшем будущем намного большему количеству талантов добираться до стадии «профессиональный музыкант». Жду с нетерпением.
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях!
Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.
Smooth Jazz Zero ? Тонко подмечено!
раньше много слушал smooth jazz, сейчас что-то слишком приторно звучит для моего слуха )
Новая порция «домашнего задания» на неделю. Отдельное Спасибо, что ко всем альбомам есть ссылки. Сложно порой найти малоизвестные композиции.
Да не за что. Сложная только какая-то схема у яблочных — itunes это одно, Apple Music это другое, но позиционируют они Apple Music как библиотеку треков itunes. В общем, попробуй разберись.
Отличный пост, Семен. Спасибо!
Пожалуйста, Юра!