Тема идеального интонирования для меня неоднозначна. Опыт показывает, что идеальное исполнение может оставить равнодушным, тогда как небрежное исполнение — тронуть до глубины души. Это не означает ненужность работы над интонацией. Скорее речь о балансе между слепым стремлением играть идеально стройно и музыкальной составляющей.
Откуда эти сложности с интонацией вообще берутся?
Если вы пока не особо понимаете, что такое вообще строй и интонация, то прочитайте вот эту статью: Строй и интонирование при игре на трубе
Причины, которые влияют на строй и интонацию (полужирным выделены сегодняшние темы):
- Температура окружающей среды.
- Недостаточная физическая готовность мышц.
- Неподходящий эквипмент — мундштук/труба. (удивительно, но я не нашел в русской языке аналогии слову equipment, кроме странно звучащих «оборудование» или «оснащение» :). В английском это общее слово для всего, что связано с игрой на инструменте: труба, мундштук, сурдины, всякие другие приспособления)
- Трубач себя не слышит (такое часто происходит на сцене)
- Нет зафиксированных правильных позиций нот
- Отсутствие слухового опыта
- Отсутствие опоры дыхания
- Исполнение импровизационного материала
- Стеснение
Если вы вспомнили другие причины — пишите в комментариях.
О стеснении я уже говорил в этом посте: Уроки трубы дома. Занимаешься — не стесняйся. Стесняешься — не занимайся. Это одна из самых частых причин зажимов у начинающих трубачей.
О том, что делать, когда не слышишь себя на сцене, поговорим в следующем посте. Это тема взаимодействия трубачей (и не только, но для трубачей тема особенно важна) и звукорежиссеров. Все еще очень болезненная тема для России…
После будет несколько заметок на тему: как придти к правильным позициям нот. Пункт тянет за собой много других тем, в том числе темы опоры дыхания, слухового опыта и импровизации.
А сегодня о первых трех причинах. Они решаются достаточно просто:
###Температура окружающей среды:
Корректируется слухом. Теплее — строй выше. Выдвигаем основной крон. Холоднее — строй ниже, задвигаем основной крон. Если пока не получается слышать: Строй и интонирование при игре на трубе
Часто можно наблюдать, как преподаватель перед выступлением помогает ученику в настройке инструмента. Многие практикуют такую помощь годами. На коротких выступлениях эта начальная правильная настройка может сработать. Но при игре без преподавателя, в ансамбле или при длинных программах, когда на строй начинает влиять множество факторов, недостаток собственного слухового контроля будет все более заметен.
Лучше не доводить до серьезных выступлений, и если ученик не может подстроить инструмент сам — позанимайтесь упражнениями из упомянутой статьи. Во время выступления неправильную интонацию контролировать сложнее. Запишите выступление и затем дайте послушать запись. Не только преподаватель, но и ученик должен учиться понимать, почему исполнение не понравилось слушателям. Ну а дальше — работать над исправлением ситуации.
###Готовность мышц:
Здесь слух уже не поможет — мышцы не могут держать нужную позицию и строй едет либо вниз, либо вверх, если идет зажим. Решается, соответственно, тренировкой выносливости.
###Неподходящий эквипмент:
- Изначально нестройная труба. Такое случается редко, но все же, лучше советоваться о покупке инструмента со знающим человеком.
- Мундштук. Чаще всего это мелкая чашка мундштука. Она может в некоторой степени компенсировать отсутствие тренировки, но сильно ограничивает гибкость во всех компонентах. Реже встречаются начинающие трубачи, использующие большую чашку мундштука. Для большой чашки мышцы должны быть подготовлены.
Дальше в дебри всех вариантов мундштуков лезть не будем.Основной принцип схож с выбором инструмента: советуйтесь с преподавателем. Если такой возможности нет (что сложно представить в век телефонов и интернета, но все же…) — выбирайте стандартные варианты. Для мундштуков это размеры по фирме Bach — 3 (диаметр чашки: 16.20мм), 5(16.25мм), 7(16.30мм). Глубина — С. Поля — полукруглые.
Если и ошибетесь между 3,5,7, то не критично. Аккуратнее с китайскими мундштуками, они размер штампуют на глазок :). Также обращайте внимание на форму полей мундштука. И сколько, даже за последнее время, слышал восхищенных «ого, как удобно! и здорово звучит!» после перехода с китая и других болванок на нормальные мундштуки. Стали бы вы экономить 3 тысячи, если бы узнали, что от этой детали может зависеть звук, регистры, выдержка, удобство, и в целом, успех всего вашего обучения игре на трубе? Вопрос риторический.
В процессе развития вы сможете выбрать мундштук и инструмент под конкретные задачи и стили, а в начале наша задача — просто начать. Выработать правильные привычки для того, чтобы можно было затем играть на любом мундштуке и трубе.
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях!
Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.
Покупал год назад трубу (фабричный Китай) Jinbao JBTR-601. С ней шёл 7С.
Потом экспериментировал с приобретениями китайских 3C, 5С, японского 1.5С.
1.5С удобный поначалу, но по мере тренировок почему-то вернулся к 7С.
Может, слишком «бархатно» по ощущениям было. Фабричный 7С «строже» что-ли.
Американского варианта не было.
Виктор, правильно ли понял, что вы сейчас используете сочетание китайская труба+китайский мундштук? Интересно, сколько играете на трубе и на каком уровне, профи или для себя? Было бы очень интересно послушать, как оно звучит. Если есть момент стеснения, то можно мне на почту ответить — отправил вам письмо. Как обычно, без разрешения ничего не выкладываю. Спасибо вам за комментарий.
Перед выступлением трубач должен быть сыт, но не чересчур. Обязательно должен быть выспанным. По себе считаю, что эти два критерия могут влиять на интонирование. Но это моё мнение))) Если ещё что-то вспомню, напишу)
Конечно, влияет — это к пункту ###готовность мышц 🙂
Большое спасибо за вашу работу,в этой статье нашел много чего интересного…
Большое пожалуйста 🙂
Немного про мундштуки — собственный опыт (добавление к предыдущему).
История. До начала игры на трубе честно занимался базингом 3 месяца
на 3С, 5С (китайские копии Bach)
После покупки бюджетной трубы Jinbao-JBTR-601, начав экспериментировать, купил мундштук Handel Profissional 1,5C.
После 3С, 5C этот показался более удобным. Собственно так и есть, но «расхлябывает» — на низких нотах — слишком расслабляются губы (не хайте, занимаюсь без преподавателя — по Youtube).
Взял другой, чуть-чуть отличается от Handel — ближе к «классическому» ощущению.
Но вернулся к 7С, так как амбушюр этому времени более-менее развился, а 7С не позволяет (мне) расслабляться и лениться — надо держать тонус мышц. Но, разумеется с учетом «малоприжимной» техники — на губах не остается «пятак».
Если буду использовать, то по приоритету «классические» 7С и 1.5С — не китайский «мегатон».
…..
Но в принципе ощущения не очень такие уж различные, и если разыграться минут 10 на одном мундштуке, то ничего страшного — быстро адаптируешься..
Делитесь мнениями, это интересно. И полезно. Спасибо.
Спасибо, что делитесь собственным опытом, Виктор.
Своим отношением к баззингу делился в этой статье http://blog.semyonmarkevich.com/kak-pravilno-skladyvat-guby-dlya-igry-na-trube/.
Любая смена мундштука требует привыкания мышц. Именно поэтому при невозможности посоветоваться с преподавателем для новичка оптимальным вариантом является стандартный мундштук хорошего качества. Вместо 4-х можно купить один. Не думаю, что сильно дороже, а может и дешевле бы получилось :).
Про мундштуки — огонь!!! Уже несколько месяцев пробую играть на мундштуке, который шел с трубой — написано просто 7с, вчера просто пошел в магаз, попробовал бах 7с — он меньше по ощущениям и вообще так удобно сразу и звучит намного круче! Спасибо огромное!
Ваша история — копия опыта одного из учеников на видео — http://blog.semyonmarkevich.com/uroki-truby-pervye-shagi-video/. Он начал заниматься на ноунейм 7с, который шел с трубой. Я дал попробовать бах 7с и вопросы отпали сами собой. Причем, бах не просто удобнее и лучше зазвучал, а мундштук от трубы и близко не соответствовал размеру 7с. По моим ощущениям очень близко к моему 1,1/4, может 1,5… И это не единичный случай.
Добрый день. Не знаю, актуально или нет еще писать здесь, так как статье 3 года уже, но попробую.
Как узнать, не строит старый дешевый инструмент, или это я фальшивлю? На старой чехословакской трубе в первой октаве занижает строй, приходится крон задвигать, но на второй октаве, от фа и выше, откровенно завышает при этом. Приходится выставлять крон на среднюю длину, и подтягивать амбушюром. Как узнать, в чем причина, если сравнить с нормальным инструментом пока нет возможности? М если причина все-таки не в инструменте, то как исправиться?
Добрый день. Не знаю, актуально или нет еще писать здесь, так как статье 3 года уже, но попробую.
Как узнать, не строит старый дешевый инструмент, или это я фальшивлю? На старой чехословакской трубе в первой октаве занижает строй, приходится крон задвигать, но на второй октаве, от фа и выше, откровенно завышает при этом. Приходится выставлять крон на среднюю длину, и подтягивать амбушюром. Как узнать, в чем причина, если сравнить с нормальным инструментом пока нет возможности? И если причина все-таки не в инструменте, то как исправиться?
Здравствуйте, Владимир. По описанию дело может быть в трубе, мундштуке или в том, как вы играете. Варианты: другой мундштук, другой инструмент, другой человек, умеющий играть на трубе на ваш мундштук/инструмент.
Если проблема в конкретных нотах, а соседние полутона при этом в порядке, то скорее всего дело не в вашем исполнении, но достоверно выяснить это, не глядя ни на что из перечисленных причин, утверждать нельзя.
Если вы считаете, что причина в вашем способе игры, то очевидно самый эффективный и надежный вариант — обратиться к знающему преподавателю.
Если такой возможности нет, то можно попробовать поискать информацию в интернете. Например, я веду влог на Youtube — https://www.youtube.com/c/SemyonMarkevich/
Здравствуйте, может вопрос не в тему, но спрошу. Я заканчиваю колледж по классу труба. И появилась проблема треска(расщепления) определенных нот. Раньше такого замечено не было. В чем могла бы быть причина?
Добрый день, Роман! О причинах можно гадать, проблемы в технологии, в подборе инвентаря, психологии — с подобным вашему описанием лучше действовать наверняка и попасть на урок — по возможности, очный. Также рекомендую вам подписаться на YouTube-канал и Телеграм-каналы, так как там больше актуальной информации.