В 2004 году я уже несколько лет преподавал в ДМШ, был довольно успешным музыкантом (4 звания лауреата), основным направлением была исполнительская деятельность. С не менее успешными однокурсниками (в АМУ при МГК поступают одни из лучших со всей страны) мы готовились к поступлению в Московскую Государственную Консерваторию им. П.И. Чайковского. Уверенность в поступлении тогда подкрепило и очередное звание лауреата I премии на конкурсе им. Табакова за полгода до вступительных экзаменов.
Однако, в жизни всегда есть место непредсказуемому: застуженный лицевой нерв и слепое рвение заниматься несмотря ни на что, привели к тому, что очень скоро диапазон упал до «соль» 2-й октавы, потом до «ми2″… Даже после этого я продолжил заниматься, по чуть-чуть, сколько мог. Потихоньку стал находить способы извлекать высокие звуки, а постановка губ сильно изменилась. Поступление в Консерваторию почти удалось, но все-таки было ясно, что у меня проблемы, и предпочтение отдали людям с более понятным будущим.
Да, сейчас понимаю: многому, что есть у меня сейчас, я обязан именно НЕ поступлением в Консерваторию, но в тот момент это было самой большой трагедией в моей жизни.
Иногда мы настолько заряжены целью, что просто не можем сразу воспринять, что ее достижение сорвалось, стало невозможным, пусть даже по не зависящим от нас причинам. Тем более, когда цель была действительно глобальной. В тот момент мне казалось, что это Конец. Оказалось — только Начало. Вернее, дальнейшие мои действия сделали так, что это стало Началом.
Какое-то время понадобилось, чтобы хоть немного оправиться от ситуации психологически, и что я сделал дальше? Следуя многочисленным советам, пошел заниматься чем-нибудь другим? Ага, щаЗ :). Я безумно скучал по музыке и выступлениям, постоянно держал в голове предыдущие успехи и твердо решил восстанавливаться. Это решение стало определяющим для моей последующей жизни в профессии, и музыканта и преподавателя.
Путь коррекции постановки неожиданно оказался намного более долгим, чем я мог предположить даже в самых страшных вариантах — около 10! лет… Такое под силу выдержать только если ты болен музыкой и инструментом, и я был болен.
Сейчас этот процесс с учениками занимает гораздо меньше времени и иногда я думаю о том, чтобы мне снова было 20 и применить бы свои знания… Но это не просто знания — это опыт, и нужно принимать реальность, что такой опыт я мог получить только пройдя через эту ситуацию. В вопросах коррекции постановки физическое и психологическое развитие идут рука об руку.
Желание выступать, но отсутствие возможности играть трудные произведения из классики привели меня к поиску других стилей. Благодаря Зыкову В.А, одному из преподавателей в училище при Консерватории, я имел некоторый джазовый опыт, а творческие эксперименты воплощал в любительской музыкальной группе.
Заниматься получалось лишь 20-40 минут в день. Иногда губы не отдыхали за сутки и приходилось заниматься через день. Любое выступление также означало день отдыха после… При этом я поступил в ГМПИ им. Ипполитова-Иванова и умудрялся продолжать учебу, сдавать экзамены. Это помогло научиться заниматься, не занимаясь физически на инструменте, эффективно расходовать время занятий. Освободившиеся от многочасовой ежедневной практики игры на трубе время и внимание, тратились на поиски информации, уроки с известными преподавателями-трубачами, изучение английского методом перевода статьей, книг, форумов, чтобы учиться по интернету и с иностранными преподавателями.
Много раз мне говорили за это время: «Труба — просто не твое по физиологическому строению лица, переходи на фагот или, может, тромбон». А я учился более-менее играть на том, что есть, скрывать недостатки диапазона и силы звука, постоянно пробовал новые способы игры, разные исполнительские школы. И с белой завистью смотрел на своих учеников, которые через год-полтора начинали захватывать нотки из 3-ей октавы.
Один из таких частных учеников пришел и сказал: «Я хочу стать профессиональным музыкантом» — и принялся делать все, что я говорю с таким энтузиазмом, что через год у него был не просто мой технический диапазон (до-ре3), но и красивый, мощный звук на всем его протяжении. Помимо этого, у меня уже было несколько учеников, которые приходили с серьезными проблемами и очевидно начинали играть намного легче. Мой мозг дошел до точки кипения: «Как такое может быть? Ученики играют, а ты сам нет?!».
Я стал заниматься вместе с учениками, играя по очереди. Т.е стал и сам заниматься четко по выстроенной мной же системе. Через месяц появилась сила в привычном диапазоне — тогда я играл уверенно примерно до «соль» второй октавы, все остальное было неуверенно… :). Через два месяца у меня впервые с 2004 года получилось уверенное «до» третьей октавы, и я уже мог играть на трубе практически каждый день. 8 лет я настолько был сосредоточен на поиске, что не заметил, как давно нашел то, что искал, нужно было только правильно заниматься…
Каждый следующий ученик подтверждал: если уделять осознанным занятиям 20-30 минут в день, то получить базовые навыки игры на трубе, исполнять легкие мелодии, может абсолютно каждый. Исключений пока не встречал, а вот подтверждений уже сотни. Даже 3-х летняя девочка научилась извлекать звуки из трубы, а хрупкие 20-30-летние барышни, играющие любимые мелодии, в нашем классе даже не скажешь, что и редкость.
Одно из самых ярких подтверждений, что все легче, чем большинству кажется: мальчик несколько лет занимался на трубе и с огромным трудом иногда добирался к «фа» второй октавы. Он был готов играть намного лучше, и морально и технически, но не физически. И за пару-тройку месяцев занятий из отстающего превратился в участника конкурсов и ведущего трубача в своей школе. Прошло несколько лет и Гоша многократный лауреат различных серьезных конкурсов трубачей, поступил в училище имени Гнесиных.
А вспомнить откуда стартовали… Потому что физика пришла, и дала свободу использовать все наработанные усердием навыки. В общем, теперь точно «Больше ничего и не нужно. Упорство и время.» Побег из Шоушенка
Не беру людей, которые говорят «Хочу играть», но не спешат для этого что-то делать. Хотя, и такие частенько научаются. 🙂 Желание — это не то, что мы говорим для дела, это то, что мы для него делаем.
Зарекомендовавший себя ориентир: через год занятий вы имеете как минимум «фа2» (второй октавы) в диапазоне. Легкая и Свободная. Если «фа2» берется с трудом или, тем более, ее вообще нет — это 100% индикатор неверного пути. Поищите альтернативные мнения или смело меняйте преподавателя. Да, даже если это я :). Хотя именно потому эта нота и стала маркером для меня, что нет и не было ни одного ученика, который бы не брал свободное и красивое «фа2» после полугода занятий и тем более через год. Все, что до нее точно берется не накачанными мышцами губ, а исключительно правильной их постановкой и координацией с мышцами дыхания.
Особенно обидно за тех, кто занимается много лет, каждый день тратит несколько часов на занятия, но топчется на месте.
После того, как я немного привел в порядок свою игру, и на собственном примере убедился, что правильный подход предопределяет успех, возникло желание рассказать об этом как можно большему количеству людей. Результатом стал данный блог и собственный класс трубы на м. Выставочная, в который было вложено много души и денег, но который, к сожалению, был снесен ввиду продажи земли под жилую застройку. Снова не получилось легкого красивого пути. Впрочем, то было прекрасное время и очень полезный опыт.
Итак, сейчас я вернул себе возможность вести исполнительскую деятельность: выступаю с диджеями, записываю треки. Однако, мой фокус сместился с исполнительской деятельности на преподавание. И сейчас я преподаватель с хорошим образованием, многолетним опытом практической работы, помогаю развивать творческую сторону другим, и сам продолжаю развиваться в творчестве вместе с учениками. Провожу уроки в основном дома. Для тех, у кого нет возможности приезжать в Москву, иностранцами и при моих поездках за границу держим контакт по skype (rustrumpeter).
Спасибо, что читаете блог, и особенно Спасибо тем, кто оставляет свое мнение и комментарии — вы помогаете не только себе, но и мне, и остальным лучше разобраться в поднимаемых вопросах. Благодарен всем без исключения моим ученикам за тот бесценный опыт, который они дарят мне в классе и вне его, и речь не только о занятиях и творчестве. Этот опыт помогает мне ощущать важность того, чем я занимаюсь и пополнять данный блог.
Если вам нужна именно моя помощь, то вот контакты: +79037772218, скайп rustrumpeter, также я есть в соцсетях или напишите комментарий в блоге.
Удачи на пути!
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях!
Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.
Жизнь потрепала — но зато теперь есть что рассказать и чем поделится) Ты молодец!
Респект)
прекрасные слова! и такой же достойный учитель!!
Спасибо за такую вдохновляющую историю!
Здравствуйте!
Мне 40 лет, я никогда не занималась музыкой, не знаю нот и … у меня нет слуха )))
И если звучит музыка, именно труба не оставляет меня равнодушной. Я хотела бы попробовать научится играть на ней. Есть ли у меня шанс пройти этот путь?
Спасибо
Здравствуйте, Наталья! Слух у вас есть. 🙂
Что для Вас означает фраза «пройти этот путь»? Сейчас пишу потихоньку статью про возраст обучающихся игре на трубе. Профессиональную карьеру после 30 строить поздновато. Для любительского уровня — у меня занимался ученик 65 лет, играет и получает удовольствие. ОТ 30 до 50 самый частый возраст обучающихся. Звоните, обсудим задачи и путь. +79037772218 Семён
Ощущение будто тебе так легко даётся играть импровизации и звук льётся чисто, а оказалось для этого нужно было пройти длинный и тяжелый путь!Очень вдохновляющая история. Семён Сергеевич — лучший!