Miles Davis, Russell Gunn, Jukka Eskola.
Miles Davis — имя на слуху даже у далеких от музыки людей. Но, знать имя, не означает знакомство с творчеством. Будет история из жизни 🙂 , дабы вы не пропустили эту музыкальную легенду, если вдруг, как мне, первым на глаза попался альбом Bitches Brew или что-то из похожего. Всегда эту историю вспоминаю, услышав имя Майлз Дэвис.
Во времена учебы в АМУ при МГК я ехал в метро и какой-то иностранец, увидев меня, тыкнул пальцем на футляр и спросил: «trumpet»(труба)? я ответил: «yes»(да) — «ooh, Miles Davis, yep?»(О, Майлза Дэвиса типа уважаешь?) — «yep»(ага). В тот момент я весь сжался внутри, потому что до этого мое знакомство с творчеством Дэвиса было коротким и не приятным. Первый раз услышал его на mp3 диске, который мне презентовал один знакомый на «горбушке». Достоверно не скажу, но по-моему то был альбом Bitches Brew — я просто тыкал мышкой, кусками перематывая треки. Учитывая еще и классическое образование, с небольшим на тот момент опытом прослушивания Шенберга и прочих любителей додекафонии, в глазах моих была лишь мысль «как вообще такое можно слушать?». И я на несколько лет устойчиво прикрепил это клеймо ко всей музыке Дэвиса.
Лишь спустя много лет прочитал заметку о самых популярных джазовых альбомах. Kind of Blue, принадлежащий Дэвису — самый продаваемый джазовый альбом в истории. Учитывая свои прошлые предрассудки, поплевался и слушать не стал. А еще через некоторое время я летел в США авиакомпанией Delta и, на мою удачу, этот альбом входил в набор музыки на борту. Чтобы понять мое удивление после первой же композиции, достаточно поставить , например, первый трек Pharaoh’s Dance из Bitches Brew — чем дольше протянете, тем сильнее эффект )) А затем, первый трек So What из Kind of Blue. С тех пор, каждый перелет Дельтой сопровождался прослушиванием альбома Kind of Blue, и он, действительно, абсолютно великолепен.
Есть альбомы, в которых можно поискать что-то интересное. Например, альбом The Man with the Horn, трек Back Seat Betty — целиком его в компании друзей я бы поставить не рискнул)). Но есть кусочки, которые звучат интересно, и в стилистике, которая мне нравится. Можно послушать для образования, а не для ежедневного прослушивания в компании. Такие альбомы-эксперименты часто имеют обложки с элементами сюрреализма/диджитал арт. В общем, Майлз со второй половины 60-х — музыкант, в творчестве которого нужно покопаться, чтобы откопать что-то по вкусу. Я сам только недавно начал). Дэвис — один из примеров, когда творчество сильно смещается по стилям в разные периоды карьеры и вам может понравиться лишь какой-то из них. Так что, если понравился какой-то альбом, ищите в этом же временном периоде.
Наряду с Kind of Blue отмечу альбом Doo-Bop — очень интересный альбом с нотками хип-хопа. И все великолепие Дэвиса именно в том, чтобы наблюдать, как он комбинировал и искал новые стили.
ESP — 65-й год уже чуть есть этот уход в «неизведанное», но еще близко к джазу в традиционном понимании.
В раннем творчестве можно спокойно искать что больше нравится: например, Birth of the Cool.
Кстати, схожая с альбомом Bitches Brew история произошла с Wynton Marsalis… там был альбом типа Uptown Ruler — не Майлз, но довольно сложная музыка. В ней много размышления, и это утомляет. Тоже не для подросткового мозга, воспитанного на классике. После этого несколько лет не притрагивался и к творчеству Марсалиса… Короче говоря, я был мастак развешивать ярлыки на всё творчество музыканта, потыкав в несколько треков с пары альбомов. Не повторяйте моих ошибок.
—-
С Russell Gunn обратная история. В сборнике попался трек East St. Louis. Я долго не знал других его записей, но фанател от динамичного соло трубы в этом треке — стильное, кач и полиритмия, интересные мелодические ходы. И только потом стал находить другие его записи и сборники Ethnomusicology. На Vol.3 и нашел тот самый East St. Louis. Почему написал, что история обратная? Почти в каждом альбоме есть странные треки или спорные вступления к трекам, когда до «вкусного» соло интерес может и не дожить. Именно попавшийся мне первым трек сразу звучал динамично и свежо, а после услышанного соло захотелось поискать что-то еще из творчества. Есть у него и альбом — дань классике, называется Russell Gunn Plus (1998). Неплох. А больше всего нравятся Ethnomusicology Vol.2 и Vol.3. Совет: послушайте один раз целиком, чтобы не пропустить интересные кусочки :).
—-
Бывают среди «новых» имен и давно сформировавшиеся зрелые исполнители. Например, Jukka Eskola, очевидно, уже сформировавшийся музыкант (1978 года рождения), а наткнулся я на это имя лишь около года назад. Не знаю ни одного человека, который бы знал это имя, кроме меня, вы знали? :). При очередном поиске новых имен по рекомендациям Apple Music наткнулся на него, навел справки и нашел альбом Jukka Eskola Soul Trio (2017). И был заворожен именно манерой игры. Схожая с одним из моих фаворитов, о котором я расскажу в следующем посте. Очень нравится мягкий тембр, без лишнего вибрато, легкие плавные импровизации. Когда легко слушать, но не попса — вот что я люблю.
Уже после альбома Soul Trio нашел сольный альбом Walkover (2009) . В то время 30-летний музыкант. Но он так же интересен, слышен стиль исполнения. А вот стилистика альбомов совершенно разная. И Walkover более дерзкий, современный, хотя выпущен в 2009 … и если бы в 2009 я знал это имя, то с удовольствием бы следил за творчеством.
У Jukka есть еще два альбома довольно интересных альбома: «Hub Up» и «Jukka Eskola». К сожалению, их нет в itunes, но их можно найти в интернете, если очень постараться 😉
Что послушать Трубачу. Часть II. Kuroda — Bronner — Докшицер
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях!
Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.
Забавно, что мой любимый Russell Gunn попал в первую часть . Очень стильный, сильный и музыкальный. Меня с первого раза зацепило сочетание хип-хопа и трубы.
Во второй части рассказываю про Till Bronner, у него есть альбом Blue Eyed Soul — в эту тему. И в музыке Takuya Kuroda есть хип-хоп мотивы. Тоже люблю это сочетание :). Вторая часть: http://blog.semyonmarkevich.com/chto-poslushat-trubachu-chast-ii/
История про дэвиса класс! как-то посмотрел какое-то видео с его концерта — жутко не понравилось, а есть такие классные записи, спасибо!и другие трубачи тоже обалденные
Спасибо за отзыв. Если даже одного человека вернул к творчеству Майлза Дэвиса — уже успех :).
И чем Bitches Brew не угодил ? )) Мне, так отлично заходит.
Заходит и отлично)) Это же вопрос вкуса и настроения. Нужно представить, что до этого слушал исключительно Чайковского, Бородина и Рахманинова, и вдруг слышишь «это» ) Хотя я и сейчас его не слушаю. Мне нравится более мелодически и ритмически осознанная музыка.
Именно, вкуса, настроения, и текущего психоэмоционального состояния как слушателя, так и музыканта. Музыка субъективна по своей природе. Конечно она может и наверное должна быть мелодически и ритмически осознанной с профессиональной точки зрения, но как по мне, это вторично. Первична же способность музыки создавать настроение, передавать эмоцию, погружать слушателя в некий транс. И в этом смысле, Bithes Brew один из ярких примеров такой музыки.
Потому и «о вкусах не спорят», ими делятся. Может нравиться музыка с опорами в ритме, мелодии, гармонии, может не нравиться. Для кого-то создает настроение, а кто-то под настроение музыку выбирает. Кто-то погружается от музыки в транс, а кто-то восхищается скоростью пассажей и регистрами. И так далее. В разные моменты жизни и даже дня может хотеться противоположностей.
Так что, нравится Bitches Brew — слушайте. Мне нет :).
А мне вот на трубе нравится исполнение песни Евгения Крылатова о том как время суток, используя столовый прибор для совершения круговых движений в атмосферных осадках и о нарушителе распорядка дня не выдающихся умственных способностей.
полностью согласен, Семён.
Ложкой снег мешая
Ночь идет большая
Что же ты глупышка не спишь
Спят твои соседи
Белые медведи
Спи скорей и ты малыш
….
Хорошая песня, ага )))) А где послушать на трубе ? Дайте ссылку ))
YURKATIM, Послушать может каждый 🙂 Только вот в интернете не нахожу. Всего лишь хочу сказать что так красиво, как на трубе, эта простая мелодия звучит только из уст мамы.
Какой там Майлз Дэвис ))
Я вот так скажу: Я не хочу тратить силы на то чтобы мне что-то понравилось. 🙂 То что нравится без усилий, без необходимости вдумываться «как и зачем», а просто слушать и получать удовольствие. Майлз не из их числа:) Есть трубачи, или были трубачи, кого я могу слушать без всяких мыслей о том почему мне это нравится. Они нравятся, потому что я хочу их слушать и я хочу их слушать потому что они мне нравятся. Безусловно нужно что-то читать, пробовать новые имена и когда-то этот список расширится. Но лучший способ, я считаю, не читать впечатления другого человека, а просто искать ролики на ютубе и понимать хочешь ты слушать что-то ещё от этого исполнителя, или нет. 🙂 Опираться на чужой вкус — бесперспективно:)