4

Важные вопросы перед тем, как задумываться о смене/коррекции постановки

Занятия над коррекцией постановки — отличная от занятий с нуля форма обучения, и для преподавателя и для ученика:
Уже не выехать на первичном энтузиазме. Ученик уже намучился с занятиями и чем дольше идет процесс, тем мучительнее в ожидании результата.
В работе над изменением привычек нужна предельная внимательность и терпение. Редко обходится без сомнений, что и в этот раз может не получиться. Жестко, да? И тут нужно как-то сообщить, что необходимо снова еще потерпеть…
От преподавателя требуется все те же предельная внимательность и терпеливое ожидание результата. Облегчает ситуацию с преподавательской стороны понимание, что подобная работа уже проводилась много раз и нет причин сомневаться, что и в этот раз всё получится. Ученику же поможет расслабиться доверие опыту преподавателя в подобных вопросах. Главное: внимательно выполнять рекомендации и дать время.
Я сам прошел через подобный опыт преодоления и мне нравится наблюдать эмоции, когда ноты или пассажи, до этого казавшиеся невероятными, начинают играться легко и свободно. Когда ученик начинает ощущать, что наконец-то может выразить через инструмент всё, что хочется. Вот эти эмоции и компенсируют мне стресс ожидания результата :). Кстати, в Отзывах есть много  интересных историй 🙂

С чего начать? Проанализируйте текущее положение дел в системности занятий:

  •   я занимаюсь стабильно или беспорядочно, когда придется? //Не стоит недооценивать значение стабильных занятий. Один только правильный распорядок уроков может поднять ваши навыки на принципиально новый уровень.
  •  соответствуют ли мои желания стабильности моих занятий? //Занимаясь с преподавателем два-три раза в неделю в течение года-полутора, и изредка занимаясь дома, можно научиться играть легкие мелодии, иметь диапазон «фа-соль» второй октавы. При правильной постановке. При проблемах с постановкой можно и за несколько лет не научиться свободно играть «ре» второй октавы, что не является нормальным. Но, если вы занимаетесь как придется, при этом играть хотите, как Артуро Сандоваль или Уинтон Марсалис, то нужно задуматься не столько над сменой постановки, сколько над стыковкой желания получить результат с приложенными для этого усилиями.

Если вы читаете этот блог, значит находитесь в поисках информации, и ваше желание уже не на нуле.

Далее, выясните уровень проблемы:

  • как долго я занимаюсь на трубе/сколько занимаюсь в день?
  • как часто испытываю дискомфорт в губах непосредственно после занятия? На следующий день после занятий? Какого рода этот дискомфорт (припухлость, резкая или тупая боль)? Как это влияет на мое следующее занятие?
  • могу ли я играть губное легато, большие интервалы?
  • могу ли я играть тихо/громко/низко/высоко, сохраняя качество звука?
  • растут ли постепенно диапазон и выдержка?
  • до какой ноты могу играть свободно? «ре2», «фа2», «ля2», «до3»?

Слово «свободно» здесь означает, что работают мышцы и губы не травмируются. В этом случае, когда губы устали, после небольшого перерыва вы вновь можете комфортно немного играть в «своем» диапазоне, а на следующий день не чувствуете серьезного дискомфорта в губах (при вашей обычной нагрузке).
Мышцы частично восстанавливают свою силу довольно быстро, тканям для восстановления требуются сутки и более.
Параллель из спорта — упражнения с подходами. Человек отжимается 20 раз до полной усталости. После перерыва в пару минут получится отжаться еще раз 15, еще перерыв, и снова отожмется, но уже 10, и так далее. При получении травмы будет дискомфортно отжиматься в принципе и потребуется долгое восстановление. То же самое с мышцами губ.
И схожая параллель к эффективности занятий: можно делать всё по уму или заниматься как попало — от этого напрямую зависит результат.

Конечно, расписать все возможные варианты с уточнениями = написать книгу, и все равно места не хватит. Действительно важно понять, что при «занимаюсь полгода один раз в день, зато по два часа и периодически улетаю по работе на неделю-две, трубу с собой брать не могу» — это любительские занятия и естественно, будут сложности и с выдержкой, и с диапазоном в сравнении с профессиональным уровнем при прочих равных (талант, физиология и т.д.).

Взвешивайте желаемое с уровнем прилагаемых усилий. Проблем с постановкой в данной ситуации может вообще не быть. Зато, поставив себе диагноз «плохая постановка», человек начинает пробовать все системы и приспособления подряд, в ожидании, что какая-то из них сработает. Не сработает. Ведь система подразумевает длительные во времени систематические занятия. Если вы не испытываете дискомфорта в губах, можете играть губное легато, а диапазон и выдержка постепенно растут, то скорее всего, все в порядке — следите за систематичностью занятий и дайте мышцам время окрепнуть для нового шага.

Конечно, хочется, чтобы постановка сразу была правильной. И так бывает. К сожалению, это не гарантирует, что она таковой останется навсегда. Постановка может (но не обязательно) меняться много раз в течение карьеры, по различным причинам: изменение черт лица, например, в связи с возрастом, изменился прикус; форсирование сложности при нестабильных занятиях или после большого перерыва; постоянные пробы нового, самообразование без опыта; копирование не подходящей постановки какого-нибудь известного трубача, и так далее.

В следующей статье раскрою тему смены постановки поподробнее. Напишу о чем важно помнить, чтобы правильную постановку сохранить, а смена постановки прошла как можно быстрее и безболезненнее.

Если хотите получить уведомление на e-mail, когда статья появится, то можете подписаться на новости блога, оставив свой e-mail в форме ниже или в правом верхнем углу блога. Или просто заходите сюда примерно через неделю.

UPD:

Смена постановки. 7 принципов, которые важно помнить.

###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.


Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.

4 Comments

    • Здравствуйте, Надежда. Четкие выводы о постановке Ивана по этому видео сделать не получится — постоянно меняющийся ракурс, нет возможности посмотреть/послушать весь диапазон, смену регистров. Есть над чем поработать, но ничего сильно криминального именно в постановке на видео себя не проявляет. Важно, почему у вас возникло желание получить комментарий? Можно связаться по скайп, если это необходимо: rustrumpeter.
      На слух: полный звук, не жмется — это хорошие сигналы. Есть вопросы к интонации (строй) нот во второй октаве. Особенно заметно низко звучит ми2. Слышит ли Ваня сам, что ми2 на видео звучит не стройно?Это может быть связано просто с отсутствием привычки слушать строй во время игры, может и с позицией, если ему не удобно играть ее стройно — приходится «химичить», чтобы в нее попасть. С наилучшими пожеланиями.

Добавить комментарий для Semyon Markevich Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *