37

Уроки трубы. Первые Шаги. «Закатай губу»

Вам знакома фраза «раскатал губу»? Чуть позже появилось более направленное на действие — «губу закатай» :). Вот этим сегодня и займемся. Данный пост дополняет ответ на комментарий Максима к статье Уроки трубы. Первые Шаги. Видеопримеры.

Один из важнейших навыков в обучении игре на трубе — умение подворачивать губы, чтобы уместить их внутрь полей мундштука. Научили меня этому приему еще в детстве братья Тузовы: Константин и Павел. Большое Спасибо!

Было мне лет 11, наверное, и, честно говоря, я тогда смотрел на это как на какой-то идиотизм. А когда стало понятно, что все не так просто и нужно постоянно тренироваться, следить за правильностью выполнения, то все это стало наводить еще большую тоску… «Зачем?! У меня и так вроде все нормально играется и звук все хвалят». Часто обращаются за помощью когда уже очевидно, что развития не происходит длительное время. К этому моменту уже накладывается постоянный стресс отсутствия стабильности, потому что требования постоянно растут, а возможности — нет…

Мотивировали исключительно авторитет преподавателей (оба брата — прекрасные музыканты) и папа, который к моим музыкальным занятиям подходил с таким энтузиазмом, что я до сих пор испытываю приятное воодушевление и уважение, когда вижу увлеченность взрослых делом ребенка. Например, изучая в школе французский, папа ночами со словарем переводил школы Маджио, Кларка и другие, с английского… 🙏🏻

Сейчас подворачивание губ — одна из ключевых опор моей методики, которая избавила десятки, а может уже и сотни трубачей от проблем давления на губы и сложностей звукоизвлечения в среднем регистре. Это одна из основ и в одиночку может не решить все проблемы, но сейчас в комплексе работает отлично.

Видео:

 

от педальной «Си» к «Фа#3»:

 

Чтобы исключить «вы большой, давно занимаетесь и звук у вас поэтому большой и все у вас легко». Да, кстати, к этой зависимости и веду всех: занимаешься хорошо = играешь хорошо. В этом же и несправедливость, что кто-то долго и много занимается, а развития нет…

Ниже различные примеры «до3» и выше у разных учеников — через год-два вполне реально. Ну и на всякий случай уточню свою позицию: это всего лишь примеры. Диапазон — не самое важное, чему стОит учиться при игре на трубе.

Саша 12 лет

 

Гоша 12 лет

Денис 9 лет — «ре3»

 

Одни говорят «детям все легче», другие — «взрослым»… Ну окей:

Юра 45 лет — занимается с нуля:

Милое поздравление на мой День Рождения Happy Birthday с «до3» в конце

 

«Миb3»

Я, кстати, в то время как записано это видео сам еще «миb3» на таком звуке вообще не играл ни разу в жизни — мелким звучком, разве что. Почему? Потому что не назанимался я тогда на «миb3», а Юра вот назанимался, правда передувает слегка — стресс :).
В следующем видео с Денисом будет видно в чем проблема «передува»: воздуха слишком много плохо давать на верхах — идет обратное давление, так как он весь не может протиснуться сквозь маленькую губную щель. И как только добавился контроль, тут же, в следующей попытке вместо «ля2» уже берется «си2» на том же напряжении губ и нота становится устойчивой, контролируемой.

Это музыканты — любители, не профессионалы. Т.е. у них совершенно другая основная профессия и занимаются они в свободное от основной деятельности время.

Процесс работы над «до3» с Денисом:

Примеров много. Это без хитростей, вроде мелкой чашки мундштука. Каков же рецепт? Он всегда один:

  1.  правильный подход
  2. внимательные систематические занятия
  3. щепотка таланта и отсутсвие критичных физ. дефектов

Важно: первое без второго не работает!

А вот если таланта (3) не много или с физиологией не повезло, можно научиться очень хорошо играть, просто это займет чуть больше времени. Хороший в отношении физиологических препятствий пример — трубач Tom Harrell, играющий с … параноидальной шизофренией и вызванным ей тремором, на препаратах! И не просто играет — это один из моих любимых трубачей! Послушайте:

Мой набор на видео: инструмент Yamaha 1335 ученическая/мундштук 1 с четвертью С. Ученики в основном играют на стандартных мундштуках 3C фирмы Бах, кроме Дениса в последнем видео, он уже на 1C играет. Начинающим всегда даю стандартный размер мундштука: от 3C до 7C. После них можно играть на любом другом, в зависимости от задач. Мелкие чашки могут как бы прикрыть проблему, но часто это приводит к еще бОльшим проблемам в будущем.

 

###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.


Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.

37 Comments

  1. Спасибо, Семён, что не забыли.
    Дела, как ни странно)))), но продвигаются.
    Вы спрашивали, не выдвигаю ли я вперёд губы в нижнем регистре? Я сразу не сообразил, но сейчас точно могу сказать, что нет. Скорее в верхнем регистре губы у меня становятся «уточкой», что ли. Но!!!!! При этом верхний регистр чудесен. Вчера я уверенно играл всю вторую октаву, включая До 3. Но при этом, спускаясь вниз, на Соль 2, иногда звук исчезает вообще, т.е. губы перестают вибрировать. Дошло до того, что извлекать звук не получалось в принципе. Беру ту же Соль 1, и ни вверх ни вниз, только шипение. Такое было у меня впервые. Думаю связано с передавливанием губ. Как его избежать пока не понимаю.
    Честно говоря, я так и не понял, что Вы имели ввиду под красной тканью губ, которая у меня работает. Та ткань, которая сами губы или та, которая слизистая и в обычном положении находится как бы во рту?
    По Вашему совету «стартовую» ноту сделал Соль 1 ( до этого конечно До была ). Жить вроде стало легче, интереснее.
    На данный момент играю гамму с целью » соединить» верхний и нижний регистр. Но пока или одно или другое. Точнее, гамма получается. Но применить в произведении не получается. Или верх или низ не получаются.
    Как раз сейчас наслаждаюсь прекрасной Соль 2 и расстраиваюсь отвратительными До диез и Ре 1.
    Ну вот такие вот дела. Духом не падаю, инструмент и себя терзаю, движение вперёд всё-равно есть.
    Спасибо Вам!!! Таких людей не много, кто и сам умеет и научить хочет и может. Много хотящих, но не умеющих научить. А ещё больше умеющих играть, но совершенно не хотящих помочь.

    • Сложно вслепую что-то конкретное советовать. Помимо внимательной работы и постоянного контроля, и не одну неделю, коррекция постановки требует больше видимых и слышимых данных.

      «До3» — это хорошо в связке с остальным диапазоном. Отдельные ноты, даже сверхвысокие — не особо применимое в музыке умение. Предполагаю, что вы играете через силовой продув и губы травмируете, раз перестают играть.
      Красная ткань — слизистая, да. Играть можно и так, и еще сотней способов. Суть в том, что каждая такая деталь накладывает свой отпечаток на игру — у вас играть так весь диапазон не получается, значит нужны поправки.
      Верх и низ играете на разных позициях? Нужен центр: найти от чего оттолкнуться и развивать диапазон в обе стороны.

      У меня сомнения насчет прекрасной «соль2» и в то же время, плохой «ре1». Сможете видео записать, чтобы было видно работу аппарата? Нужно «соль2» динамически по-разному — громко и тихо и «ре1», также в двух вариантах. Ну и гамму от «до1» к «соль2». Что там происходит посмотреть.

  2. Попробовал сейчас, как Вы показали на видео. Разницы в комфорте, упрощении не почуствовал, выше До 2 не поднялся.
    Думаю, подустал, я уже пару часов сижу «соединяю» верх с низом и низ с верхом.
    Завтра на свеженькие губёшки попробую)))

    • При любой усталости «до2» не должно быть проблемой. Такая ситуация — один из признаков того, что используется лишнее напряжение.

      • Я имел ввиду, что выше До 2 не поднялся с подвёрнутыми губами, как Вы показали на видео.
        Вот сейчас взял трубу, сразу попытался подвернуть губы и без проблем поднялся до Фа 2. Сейчас подразыграюсь немного, посмотрю, что и как получится.
        Но спускаясь к педальным, губы сами как бы «разворачиваются» обратно.
        Но ощущения, конечно, странные.
        Хотя верх так вроде даже легче берётся.

  3. Спасибо за видео, кажется у меня получается, правда не каждый раз. Чувствую даже давить так не приходится на губы как обычно.

    Ребенок — обалдеть… Как так легко и звонко можно играть в таком возрасте в третьей октаве?!… в песнях так может?

    • Рад слышать. Если приходится давить, обратите внимание на посты про дыхание.

      Ребенок и в произведениях может, конечно. Второй кусочек, собственно, фраза из песни. В посте Добро пожаловать в блог про обучение игре на трубе и музыке. Прикреплено в части ### О значении таланта и труда полностью в исполнении Саши найдете Весенние Воды Рахманинова. Там же есть запись другого мальчика в 11 лет, в самом конце тоже выходит на «До3». Но не это верхнее «До» самое главное, а музыкальность и легкость исполнения.

      • Спасибо, почитаю, хорошее дело делаете! А взрослым уроки даёте?
        Дети ваши поразительные ребята, снимаю шляпу перед преподавателем и согласен, что верхние ноты без музыки скучны

  4. «Мелкие чашки помогают как временное решение задач, а по факту приводят к еще бОльшим проблемам со временем.» Семён, подскажите пожалуйста по поводу чашек. Вы имели ввиду мелкие-глубина или мелкие-диаметр? А ещё я слышал про связь размера с длинной зубов. Спасибо.

    • В данном случае имелась ввиду глубина. Мундштуки — другая, обширная тема: диаметр, есть еще горло, ножка, разные формы полей и формы самой чашки, сочетание всего этого с инструментом. От размера зубов зависит куда придётся опора полей мундштука — тоже влияет.

    • Максим, вашу энергию, да в нужное бы русло! С нынешней позицией тихо играть не сможете, высоко/низко — тоже. Напряжение «соль»-«сиb2» на максимуме. Возможно, будет чуть лучше/чуть хуже, но сейчас это уже близко к потолку.

      На вашем видео четко именно то, о чем рассказываю в видео и статье «Как правильно складывать губы для игры на трубе«: кромка мундштука в красной части губ — не должна быть. Звучит слизистая губ, внутренняя часть — не должно быть.

      Когда складываете губы «теперь как вы показывали», то правильная идея, до момента, пока ставите мундштук на губы. Ставите мундштук на привычное место, и тут же все слетает на старую схему. Это сила привычки. Нужно собрать губы, что обе губы были внутри полей мундштука, для этого придется сместить позицию мундштука.

      Не надейтесь, что сразу заиграете как Бог только от данной «фишечки». Мы — взрослые люди, не будем же слишком наивны. Это одна из составных частей, но если ее сделаете правильно, то играть станет намного легче и регистры будут связаны.

      Попробуйте то, что я описал и присылайте видео. Думаю, это максимум, что мы можем выжать из формата текста и видеороликов. Слишком низкая скорость корректировок вопрос-ответ. В такой ситуации, наоборот, важны постоянный контроль и корректировки в реальном времени.

  5. https://youtu.be/q0W_bb7gKNM
    https://youtu.be/ob1rsUT3Pvc
    https://youtu.be/1kzKaa8CU4I
    Ролики записаны примерно каждые 15 мин

    Попробовал. На видео оцените, на сколько верно или нет складывал губы.
    Ощущения странные. К такой игре губы вообще не готовы.
    Но!!! Ми 2 берётся невероятно легко, что удивляет и радует. Вниз до малой октавы спуститься получилось раза два, в основном не получается. Зато интервал Ля 1 — Ми 2 очень легко, ну просто невероятно легко, хотя, повторюсь, губам очень непривычно и побаливают они по-другому.

    • Да, даже несмотря на то, что позиция лишь слегка изменилась и все еще не соответствует моему представлению о том, что нужно сделать, получилось не форсированное спокойное ми2 в третьем видео. Теперь вы увидели, что это работает.

      Для того, чтобы взять «ми2», качать мышцы не нужно — в этом суть. Учитывая то, как вы силой берете «соль2» и даже «сиb2», просто правильная позиция и координация с дыханием для вас = возможность играть все эти ноты не через силу, а свободно.

      Максим, в вашем случае рекомендую обратиться к преподавателю — это быстрее и эффективнее, чем общение видео и текстовыми сообщениями раз в несколько суток. Если хотите, чтобы именно я помог вам — контакты доступны в блоге.

  6. Да, Семён, я удивлён возникшей коллизией)))
    Я всё удивлялся, как топовые трубачи, которых посматриваю в Ютубе, так легко зудят просто губами, сколько не пытался, никогда не получалось, думал нужны годы. Оказывается достаточно правильно их сложить))) Только в таком положении баззинг вызывает жуткую щекотку губ)))
    По поводу преподавателя — я полностью «За». Но в сегодняшней ситуации это, к сожалению, не возможно. При первой же возможности я обращусь прежде всего к Вам.
    Семён, огромное Вам спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  7. Видео-отзыв. Занимаюсь на трубе 43-й день (с 6 декабря 2018 года). Случайно нашел этот сайт в поиске. Связался с Семеном. Пока что провели одно занятие, изменили постановку губ. Результат: приближаюсь к фа второй октавы (раньше уже ре было проблемой), перестал уставать и сам, и губы.
    Видео: https://www.facebook.com/timote.suladze/videos/2259284870770130

  8. Дело #труба 🎺
    Сегодня 45-й день, как я держу трубу в руках. Закрепляю ноту «фа» второй октавы. Для закрепления ноты «фа» добрался до ноты «ля» (как в спорте: чтобы уверенно приседать 50 раз, нужно хоть как-то присесть 60 раз и т. д.). Это стало возможным исключительно благодаря тому, что я стал заниматься у Semyon Markevich. Пока что мы провели только одно занятие, по скайпу, на котором Семен полностью изменил мне постановку губ. В результате этого диапазон постепенно стал раскрываться. В качестве упражнения в этом видео использую первый период из арии И. С. Баха Schafe können sicher weiden в до-мажоре. Бэк-вокал: Пусик и Бимбо.
    Видео:https://www.facebook.com/timote.suladze/videos/pcb.2261658937199390/2261656027199681/?type=3&theater

  9. После двух занятий с Семеном и на 52-й день занятий трубой вообще «фа» и «соль» второй октавы беру практически без проблем, форсирую «до» третьей. Не верил, что это возможно так быстро. Как всегда видео: https://www.facebook.com/timote.suladze/videos/2270593859639231/

  10. Семён, привет👋🏻
    Меня зовут Валентин, я учусь в г. Хабаровске в колледже искусств, играю на трубе.. на данный момент пошёл третий год моего обучения в этом заведении.
    Мне посоветовал обратится к тебе один мой хороший знакомый.. дело в том что я столкнулся с некоторыми проблемами при игре на трубе (и уже как третий год пытаюсь их победить) Получается с переменным успехом, однако много моментов есть которые мне мешают. Никто из преподавателей здесь мне не может объяснить и помочь в решении этих проблем, потому и пишу тебе. Мой знакомый который посоветовал обратится к тебе, говорит о том что ты сам в своё время преодолел много трудностей в профессиональном плане.

    Сможешь помочь мне советом?
    Я опишу естественно те проблемы, которые не могу решить.

    • Привет, Валентин.
      Нужно больше конкретики.
      Часто приходят люди, которые несколько лет мучаются и уже не знают куда метнуться, чтобы наконец начать играть и редко когда можно кардинально помочь просто парой советов. Если много лет привыкал что-то делать одним способом, не стоит рассчитывать, что изменишь эти укоренившиеся привычки за пару недель и даже месяцев. Я сам (посыпая сейчас голову пеплом) тормозил на этом 10 лет и ходил «вокруг, да около», выискивая волшебные методики и позиции, быстрые решения. Парадокс, что именно эта спешка чаще всего является первопричиной возникновения проблем, тормозит процесс.
      Волшебных методик нет. Есть правильная база + внимательные систематические занятия. И вот тогда случается магия — наверняка уже видел в блоге :).

      Если настрой — заниматься, можем связаться в skype на 15 минут, посмотрю что дано и решим как действовать.

  11. Мои первые шаги:
    Провели с Семёном пока что одно занятие по Skype. Я узнал несколько важных моментов… Нашу работу начали с дыхания и как следствие — звучания инструмента. Неделю после урока стремился к выполнению поставленных задач и на данный момент могу с уверенностью сказать — результат есть. Подача воздуха стала лучше (по сравнению с тем что было) и играть стало конечно немного легче. Верхний диапазон играется стабильнее. При исполнении каких-либо сольных моментов в оркестровой практике так же чувствую себя свободнее. Продолжаю работать дальше!
    Семён, большое спасибо!

  12. Мои первые шаги:
    Провели с Семёном пока что одно занятие по Skype. Узнал несколько важных моментов… Нашу работу начали с дыхания и как следствие — звучания инструмента. Неделю после урока стремился к выполнению поставленных задач и на данный момент могу с уверенностью сказать — результат есть. Подача воздуха стала лучше и играть стало легче. Верхний диапазон играется стабильнее.
    Работа над выдохом повлияла и на исполнение сольных моментов в моей оркестровой практике. Раньше на репетициях при исполнении сольного отрывка чувствовал огромное волнение. При игре думал о том что может не получится просто потому что даже элементарные вещи вне оркестра даются с трудом. Да и отсутсвие выдоха накладывало свой отпечаток на это всё (тем более я знал о том что дышу плохо) и всё это приводило к дикому мандражу. Как итог — либо вовсе неудачное выступление, либо настолько дрожащим и тихим звуком, что слушать было не очень приятно)
    Сейчас от того волнения осталось лишь, как говорится, «творческое» которое пропадает как только начинаю играть. Звук не дрожит, не трясётся. Правильный выдох делает своё дело. Понимание того что знаешь как нужно дышать и самое главное что каким-то уровнем уже владеешь — придаёт уверенности.
    Продолжаю работать дальше!
    Семён, большое спасибо!

    • Валентин, привет! У тебя есть музыкальность, и это главное. Осталось привести в порядок технологические и психологические моменты. Которые, как ты уже видимо понял, взаимосвязаны 🙂

  13. Здравствуйте, Семён.
    Губу закатал, что очень помогло.
    Непонятны у меня сейчас три вопроса:
    1.Просто губами жужжу Си2 по тюнеру. Жужжу спокойно, без особых напряжений. Перенести на трубу не получается. Почему? Да, прогресс есть, сегодня, например, вместо Фа2 взял Ля бемоль2, очень легко и хорошо звучал. Но почему Си2 не получается на трубе, а губами легко?
    2.Тренируюсь упражнением №20 Арбана ( там от Си малой до Ля2 в ста тактах). Два раза прохожу, на третий верхняя губа как бы вспухшая. Т.е. сильно давлю? Как уйти от этого?
    3. Если спускаюсь с Соль2 вниз, то хорошо дохожу до Ре малой, а обратно всё плохо, причём в низах, вплоть до Ми1, потом появляется хороший звук и до Фа диез2 всё прекрасно, а вот Соль2 как правило не получается. Оторву от губ, снова начну с Соль2, она дуется. Опять вниз и всё по-новой, как описал.
    Если можете, подскажите.
    Спасибо.

    • Максим, у меня нет возможности разбирать досконально каждую индивидуальную ситуацию в каждом индивидуальном случае по формату блога. Если требуется такая помощь, связывайтесь со мной в скайп или по телефону и будем работать с вашей конкретной ситуацией.

      Кстати, уже дал в блог большой объем информации и вы лишний раз подтверждаете, что 1) сама по себе информация имеет ценность, но ограниченную — нужно ее применять вовремя и в нужном месте. Ну и 2) все в голове удержать невозможно. Ответы на ваши вопросы так или иначе уже есть в блоге. Например: «баззинг и игра на трубе не одно и то же» или «не играйте до изнеможения, особенно если корректируете позицию». Удачи на пути!

  14. Очень тщательно рассматривал разные источники и случайно познакомился с блогом Семена. Долго не знал как решить свою проблему, с чем Семён мне и помог.
    Поразила дружелюбность и понимание. С первым же сообщением, Семён предложил связаться по видеосвязи. Обсудили саму проблему и начали решать ее. Пришлось всего лишь отправить видео с игрой. Проблема заключалась в том, что мундштук расположен на самом мясе губы. Семёном было предложено подсобрать губы, что я и сделал. С первого же раза уже стало получаться лучше! И в блоге все стало понятнее. Спасибо большое!

    • Спасибо за добрые слова, Кемран! История очень в тему статьи. Рад, что так быстро стали заметны положительные изменения

Добавить комментарий для Герман Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *