58

Как правильно складывать губы для игры на трубе

  • О воздушном потоке.
  • Красная часть губ внутри полей мундштука
  • О Баззинге

При самостоятельных уроках начинающим необходимо знать некоторые важные особенности, без применения которых дальнейшее обучение игре на трубе будет трудным и малорезультативным.

###Непрерывный поток воздуха

Когда ученик впервые приходит на урок, берет в руки трубу и спрашивает «как складывать губы?», я всегда отвечаю — «как хочешь, только создай постоянный воздушный поток». Это первое важное правило.

С преподавательскими рекомендациями издать звук на трубе довольно легко. Сложнее его контролировать и научиться играть то, что хочется :). После того, как первый звук извлечен, мы двигаемся к легкости и свободе извлечения звука, изучению принципов постановки и дыхания.

Второе.

###красная часть губ должна находиться внутри мундштука.

Второе. Постановка, нарушающая это правило, среди профессионалов встречается все реже. К сожалению, она довольно часто встречается среди любителей, в начальном и предпрофессиональном образовании. Какое-то время на многое часто закрывают глаза, в силу отсутствия у новичка серьезных задач. Осознание, что необходимо что-то поправить приходит лишь после нескольких месяцев, а иногда и лет обучения. Современные требования к программе в большинстве ведущих училищ и ВУЗов уже не позволяют просто сосуществовать с этой проблемой — ее либо пробуют решить, либо кладут трубу на полку. Да и любителям это часто мешает получать удовольствие от игры. Хорошая новость — при желании все решается, и примеры коррекции такой постановки в процессе карьеры есть. Даже среди трубачей мирового уровня.

   При извлечении звука на трубе губы должны передавать воздуху вибрацию, подобно связкам в горле. Они не могут вибрировать друг с другом, если одна из них прижата полями мундштука. Результат зажатия виден на этом мини-эксперименте — воздух идет без вибрации и звука нет. [видео]Звук прерывается при зажимании красной части губ.

###О баззинге (жужжание губами).

Я не отношусь к любителям баззинга губами, как ежедневного упражнения. Этот прием может быть полезен для понимания принципа звукообразования на трубе, вибрации губ. Если играть так на трубе, звук будет зажатым.
Баззинг на мундштуке — более приближенный по ощущениям к игре на трубе, но также отличается по ощущениям от игры на инструменте. Такой баззинг может быть полезен, чтобы поймать ощущения направления воздушной струи. При занятиях любым видом баззинга важно сохранять силу воздушного потока, как если бы мы играли на трубе.


Итак, доведите до автоматизма ставить мундштук так, чтобы красная часть губ была внутри мундштука.

 Формирование губ при игре на трубе для свободного звукоизвлечения:

  1. Свободный глубокий (без фанатизма) вдох, исключительно ртом. Далее, Без паузы
  2.  Свободный выдох
  3.  На этом воздухе смыкаем губы вместе, как бы придерживая ими поток воздуха (подсобрать). Сжимать губы можно сколь угодно сильно при условии сохранения мощного свободного потока воздуха. Сохраняйте свободной нижнюю челюсть и объем в ротовой полости. UPD. Дополнение
  4. Сохраняя непрерывный поток воздуха, поднести мундштук к губам так, чтобы красные части обеих губ оказались внутри мундштука.

Если дыхание быстро заканчивается, можно, сохраняя позицию губ после первой попытки, взять воздух носом и выдохнуть еще раз. Первый вдох берется только через рот.

Заметка о принципе непрерывности выдоха

Как выглядят и слушаются происходящие изменения можно посмотреть здесь:

Смена / коррекция постановки при игре на трубе. Примеры

###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.


Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.

58 Comments

  1. Семён, помогите разобраться, пожалуйста!
    Губы должны смыкаться. Это нижняя губа за верхнюю? или не обязательно ? Или как-то ещё?
    И что такое объём внутри ? Как его создать! Какие ощущения должны быть?
    Спасибо!!!

    • Приветствую, Евгений! Конечно, описать ощущения в тексте непросто, но постараюсь.
      Имеется ввиду фраза «губы должны иметь возможность смыкаться»? Когда поля мундштука стоят на красной части губ, губы теряют подвижность, что и показано на видео по ссылке в тексте. В этом случае без смены постановки мундштука вопрос верхнего регистра решается давлением на губу — она расплющивается, и таким образом происходит более плотное смыкание внутри мундштука. Играть так долго и высоко не получится — перекрывается кровоток. Бонусом — опухшие губы, мозоли.

      Смыкание — губа к губе. Строение лица может иметь влияние направленность воздушной струи, общая идея для полного звука во всем диапазоне — губы смыкаются так, чтобы направлять воздух через мундштук в инструмент без преломления струи воздуха.

      Мысль «сохранять объем внутри» имеет целью предотвратить зажим нижней челюсти и поджимание нижней губы. Хотя образы бывают индивидуальны от ученика к ученику, часто срабатывает образ-ощущение — «держать открытыми коренные/задние зубы».
      Удачи!

    • Здравствуйте, Герман! Спасибо за ваш комментарий. Мнение могу дать субъективное, так как не владею достаточно полной информацией о данной методике. Много лет пересматривал подобные видео сотнями, в том числе и George Rawlin. Да, есть вещи, на мой взгляд правильные, но очень уж замудренно. Методик этих десятки, если не те же сотни — большинство слишком сложны для восприятия не подготовленному человеку. Для преподавателя — можно посмотреть, лишний раз поразмышлять. Для ученика — можно дров наломать и потом не разгрести.
      Важный лично для меня критерий — не нравится, как у него звучит инструмент. Мои ученики сразу узнают, что я не учу целенаправленно играть «до» 4-й октавы, хотя иногда балуемся. Переучиваться большинство приходят с тем, что проблемно извлекаются звуки во второй октаве и это, конечно, не нормально — поправляем. Мы в первую очередь учимся играть красиво в основном диапазоне трубы — «фа#» малой — «ре» 3-й, остальное — спорт. Кто хочет, тот потом занимается этим :).

  2. Здравствуйте Семён.Помогите пожалуйста советом.Мой сын занимается на трубе каждый день,но проблема в том,что до ноты соль второй октавы у него хороший звук,а выше уже проблема.Звук или очень зажатый или ноты вообще не берутся,что делать незнаем.Заранее вам благодарен.

    • Здравствуйте, Сергей! Очень мало информации для поиска причины. Сколько лет сын занимается на трубе? Что конкретно вы понимаете под хорошим звуком и под проблемным? Может быть видео выложите с гаммами до мажор, фа мажор и соль мажор? Разберем.
      Если соль2 берется отлично, а ля2 вдруг очень зажато — это психология. И так бывает, но редко. Скорее всего, сложности начинаются раньше, а после соль2 достигают критической массы. И важно понять, что это не вопрос какого-то секрета и что после того, как я дам какую-то важную информацию, сын сразу заиграет. Так не будет.
      То, что вы не безразличны к делу сына — очень важная часть успеха. У меня до сих пор лежат, например, переведенные папой упражнения H. Clark с английского языка — в красивой обложке с напечатанными текстами под каждой страницей. При том, что он учил французский и английского не знал — сидел ночами со словарем при лампе. Это дорогого стоит — вашему сыну очень повезло с родителями.

  3. Здравствуйте Семён!Большое Вам спасибо что ответили.Суть дела такова.Мой сын учиться в колледже.так случилось что он окончил музыкальную школу по классу фо-но.а поступил по трубе.У нас в музыкальной школе класса духовых нет.На трубе он занимается только полтора года,в колледже он на первом курсе.Но эти полтора года он занимается каждый день, с пол седьмого утра,получается где то в общем часа четыре,пять, но что то идёт не так.Сам я бывший военный музыкант играл тоже на трубе,а сейчас на пенсии.Но я это я,а он это он.Кажется у него наверное что то с губами,верхняя губа накрывает нижнюю,я думаю,что это так,это моё мнение,или что то другое чего я не могу понять,по этому и прошу вашего совета.как должны быть губы паралельно или нет или такая постановка как у него нормальная.Видео выслать не могу так как он находится в Хабаровске,а я в Амурской обл.

    • Сергей, 4-5 часов это действительно много. Что сын сам думает по этому поводу? Считает ли, что у него что-то не так? Вопрос постановки решать в тексте дело неблагодарное. Она зависит от строения лица и есть известные трубачи, которые по метОде вообще не должны играть, но играют, и бывает, лучше тех, кто играет четко по методе.
      Конечно, с точки зрения логики губы должны быть параллельно и чаще всего такая позиция дает лучшие результаты по мощности звука, выдержке, но постановка может в одном элементе дать преимущество, а в другом усложнить исполнение. Посмотрите на постановку Сергея Накарякова: у него нет мощного звука, но есть аккуратность и гибкость.
      Визуально в молодости у него был тот самый нахлест — верхняя губа на нижнюю. https://www.youtube.com/watch?v=aV9_2am19rU
      В более зрелом возрасте нахлест уже не так заметен и, конечно, появилось более зрелое дыхание — https://www.youtube.com/watch?v=ZBOCxAuqwp4
      Не глядя на ученика, могу только дать совет обратить пристальное внимание на работу дыхания. Оно нивелирует недостатки в постановке, если они есть. И направлю к ответу выше, на комментарий Евгения, в частности: «мысль «сохранять объем внутри» имеет целью предотвратить зажим нижней челюсти и поджимание нижней губы. Хотя образы бывают индивидуальны от ученика к ученику, часто срабатывает образ-ощущение — «держать открытыми коренные/задние зубы». Очень желательно найти хорошего преподавателя в окружении сына. Думаю, без преподавателя кардинально что-то поменять практически невозможно и долго. Нужен профессиональный взгляд со стороны, постоянный контроль происходящего. Я уже был полупрофессионалом на момент проблем, у меня ушло на это, вдумайтесь, более 10 лет! И очень много нервов. И это одна из основных причин, почему действительно стоит поискать хорошего преподавателя — путь до цели сильно сократится.

  4. Здравствуйте Семён.Сегодня разговаривал с преподователем сына,оказывается проблема состоит в том,что у него почему то зажимаются зразу две губы.И получается, что до ноты фа и соль второй октавы он играет нормально,а от этих нот начинаются проблемы,звук или слишком зажат или вообще ноты не берутся.Вот в этом и проблема,а преподователь у него по специальности валторнист,который выпустил многих хороших и талантливых музыкантов как валторнистов так и трубачей и у меня к нему претензий нет.Просто ищу помощь,может Вы сталкивались с такой проблемой.

    • Сергей, ситуация похожа на ту, что описана в тексте Обо Мне. Вы настолько эмоционально вовлечены в поиск ответа, что не обратили на него внимания, когда он уже есть.
      Я сталкивался с похожими проблемами уже много раз и успешно решаю их. Ответ был такой: «скорее всего, сложности начинаются раньше, а после соль2 достигают критической массы» — «обратите внимание на работу дыхания». Мне очень важен принцип «не навреди». Определение и решение серьезных проблем, работа над дыханием — требуют контакта с учеником, систематического подхода и времени. Иногда вопрос решается быстро, чаще требуется более длительная работа — на то они и серьезные, проблемы. По поводу претензий преподавателю, о них речи и не идет — никто из нас не знает всего. В любом случае, Сергей, терпения и успеха вам, сыну и преподавателю.

  5. Семён Здравствуйте.Скажите пожалуйста,может ли мой сын обратится к Вам по скайпу,если да то как это лучше сделать?Или только записать видео и отправить Вам?Мне бы очень хотелось,что бы Вы посмотрели и дали совет,а то ему уже валторну «сватают».Труба ему очень нравится,с большим желанием занимается,но от без исходности сам уже не знает что делать.

    • Может, конечно — это даже наглядней, чем видео. Мой скайп — rustrumpeter. О цене и времени урока можно договориться там же. Мне тоже сватали и тромбон, и фагот, и бросать советовали — посоветовать и сдаться всегда проще. Если очень нравится именно труба и с большим желанием занимается, то путь он найдет. Если нужна моя помощь — звоните, +79037772218 или скайп.

  6. Здравствуйте Семён.Пока я с Вами переписывался,чтобы решить проблему ему уже вручили валторну.Нашлись «убедители» круче меня.А сейчас сына в конце месяца ещё и в армию забирают.Извините,что отнял у Вас время,приятно было пообщаться.

    • Это обсуждение может помочь кому-нибудь еще. Спасибо за то, что поделились проблемой. Удачи Вам и сыну.

  7. Добрый день, проблема такая что губа верхняя опухает и нижняя,словно раздражение, что делать,это нормально?Играю неделю, по 25 минут примерно в день может, не выше первой октавы и даже не выше фа.Муштук только тот который был, может лучше побольше?а то может губы в него не влазят, или из другого материала нужен не латуневый с напылением

    • Добрый день, Сергей. Нужны подробности.
      Губы в процессе игры могут чуть-чуть припухать, потому что кровь приливает к мышцам. Вы испытываете какие-то дискомфортные ощущения? Догадок может быть много: дыхание неправильно работает, неудачная позиция мундштука, губы неправильно складываете или давите на них, форсируете звук, аллергия. Пройдитесь еще раз по советам в статье. Много сообщений получаю, что описанные приемы помогают и до занятий со мной. Если что-то непонятно или нужно дополнить текст — давайте разберемся и сделаем это.
      Посмотрите также вторую часть статьи: http://blog.semyonmarkevich.com/kak-pravilno-skladyvat-guby-dlya-igry-na-trube-chast-2/
      «Не выше первой октавы и даже не выше фа» — не выше «фа» первой октавы?
      «Мундштук, который был» — откуда он у вас? какой размер и глубина, какой фирмы? Если труба новая, одной из известных фирм, то мундштук стандартный 7C по фирме Bach. Если покупали с рук — нужно смотреть, что туда положили. И что значит «может губы в него не влазят»? Вы ощущаете неудобство или предполагаете?
      Посмотрите также, чистая ли труба внутри, не сифонит нигде? И всё ли правильно закручено. Пишу, потому что бывают звонки со страхом в голосе и словами «я сломал трубу!». Помню, когда получил первый такой звонок и сам слегка перепугался). По неопытности иногда смазывают клапаны и неправильно вкручивают их — звук есть, но как будто труба дырявая).
      Материал, размер мундштука, инструмент — такие вещи очень редко играют существенную роль при первых шагах. Проверьте это все на соответствие описанным выше условиям и если все в порядке, направьте 90% своего внимания на работу дыхания, воздуха. Как происходит вдох, выдох и как воздух затем идет в инструмент. Это бОльшая часть успеха в обучении игре на трубе.

      • Благодарю за ответ.Результат такой что опухают сильно, могут маленькие прыщики появляться, и прозрачная жидкость бежит, могут быть на простуду похожи, обычно 15 минут играю и всё, приехали.Сначала думал простуда, что переохладил, играл при минусовой температуре минут 15.Теперь не знаю сам.
        Всё брал б.у. клапаны чистил.Есть видео как я играю, вот ссылка, снимал для своих друзей, но в манере как для блога )Губа опухает даже от до первой если 10 минут ее поиграть.

        • Сергей, результат чего? Прошлись по статьям, почитали советы? 🙂 Видео ваше посмотрел. Я за откровенность — ловите все по-честному)) Видео 15 минут — очень тяжело смотреть, при этом информации 1%, не говоря уже о пропаганде сигарет. Не понимаю, зачем вы пытаетесь учить играть, если сами сыграть пока ничего не можете? Точка съемки далековато и постоянно четко закрывали перчаткой и трубой губы. Это как бегун будет показывать свою технику бега, а на видео видна грудная клетка)) Исходя из вышеописанного советовать сложно. Баззинг делаете не правильно — нужно больше воздуха в нем и подсобрать губы. То же самое, судя по звуку, касается и игры на трубе — не выпячивайте красную часть губ вперед, подсоберите, и получится у вас, наконец, что-то выше соль1. Губа от «до1» с вашей манерой игры и будет опухать больше, чем от «соль1» или «до2». И второе, поработайте над дыханием — его работы пока недостаточно. Хотя, советовать делать глубокие вдохи и выдохи при такой погоде… Зачем вы в таком холоде занимаетесь, не пойму… Удачи!

  8. Здравствуйте Семён. Я занимаюсь на трубе уже 5 лет и недавно столкнулся с проблемой: начиная с фа второй октавы я сильно нажимаю на губы, аж очень явный след остаётся. Также начиная с той же ноты заметно ухудшается качество звука(появляется шипение, звук более тусклый). Если это серьёзно, подскажите как исправить.

    • Здравствуйте, Артур. 5 лет — это очень хороший срок. Занимаетесь профессионально или как любитель? При правильной постановке и если занимаетесь стабильно, «до3» уже должна быть абсолютно точно. Скорее всего сложности были изначально и, чем выше требуемый уровень, тем больше они себя проявляют. След исчезает или постоянный? Есть фото/видео? Или напишите мне в skype — rustrumpeter.

  9. Занимаетесь ли вы по skype? И как вообще относитесь к занятиям по skype в сложных случаях? Спасибо.

    • Здравствуйте! Извините за долгий ответ, только увидел ваш комментарий. Да, занимаемся и по skype. Сложность каждого случая индивидуальна — при смене постановки желательнее очные занятия, хотя бы несколько. Но в целом, современное качество связи позволяет большинство аспектов контролировать и по скайп.

  10. Здравствуйте Семен. Прочла все ваши заметки. Спасибо, очень полезная информация.Вопрос мой таков. Имеет ли форма губ значение при звукоизвлечениях на трубе или валторне. У моего сына пухлые губы. Преподаватель одной музыкальной школы (трубач) сказал, что такими губами ребенок играть не будет. В другой музыкальной школе сына взяли на валторну. Не убиваем ли мы время. Лучше ли поменять инструмент или все-таки работать?

    • Здравствуйте, Елена. Спасибо большое за приятные слова.
      По поводу пухлых губ: важно научиться правильно их собирать. Этого парня с пухлыми губами вы уже немного знаете — Семён Маркевич
      Но для большей наглядности еще несколько трубачей с пухлыми губами, которых знает весь мир и, более того, после вашего вопроса я осознал, что практически все трубачи из моего личного ТОПа с пухлыми губами 🙂
      Уинтон Марсалис
      Уинтон Марсалис

      Рой Харгрув Рой Харгрув

      Клиффорд Браун Клиффорд Браун

      У преподавателя, который такое сказал, ребенок точно играть не будет. Значит он не в курсе, как с этим работать. Если это единственный доступный вам преподаватель, то шансы не велики… У меня такие вопросы: именно труба? Вы хотите, чтобы ребенок играл на трубе или ребенок сам хочет? И насколько сильно это желание?

  11. Спасибо Вам, Семен, за такое ободрение. Вы не представляете в каком я восторге от ваших слов и ребенок тоже. Мы начали заниматься на валторне. Нас приняли с пухлыми губами. Ребенку 10 лет. Он хочет, старается и у него получается. СПАСИБО!!!

  12. Добрый день. У меня есть проблема с которой я борюсь уже много лет, но сейчас ситуация начинает выходить из под контроля. У меня хороший преподаватель(трубач, сейчас дирижер), но к сожалению аппарат как таковой мне менять он не стал при поступлении(в колледже еще), дал по больше мундштук и сказал «само поправится». Преподаватель очень хороший в плане музыки и советов, но в аппарат не лез специально, т.к все индивидуально, и лишь говорил выдвигать немного челюсть(Как черт побери по время игры я это должен делать?) Ничего так и не изменилось, хотя с тембром и техникой все нормально. Знаю как работает дыхание и стараюсь всегда играть именно с ним. Хороший двойной(и немного тройной) язык, губными трелями тоже владею. Все выходит кроме одного — верхний регистр. Эта же проблема была в музыкальной школе и колледже. Сейчас учусь на 1м курсе в вузе по классу трубы. А теперь конкретно к проблеме. При игре очень сильно вдавливаю(временами до сильной боли) мундштук(даже я бы сказал трубу) к верхней губе, как только начинаю выходить на до3 октавы. Что странно, давит именно рука, как будто упирается таким образом, а я сам подставляюсь под мундштук, и после игры всегда остается отпечаток на верхней губе. Несколько раз пытался сам менять постановку на «более правильную»(параллельные губы, ровную вибрацию, плавный столп воздуха и т.д) как написано в умных книжках того же Арбана. Но всегда возвращался на старое. У меня еще с самой муз.школы нижняя губа как-бы закатывалась немного под верхнюю из-за строения челюсти, не знаю как это сейчас убрать после стольких лет, это уже как рефлекс.. А от того я не могу делать нормальный баззинг, ведь губы не параллельны друг другу. Если так посмотреть, то я вообще не должен играть при таком аппарате. Но само существование меня говорит об обратном. И что интересно, у молодого Накарякова было тоже самое. Выход на до и если повезет выше происходит только если я сделаю хорошую компрессию в диафрагме,соберу мышцы аппарата и постараюсь не зажаться..И только если я еще не устал и не забит. Тогда она возьмется, и редко она бывает сочной и тембровой. Чаще как будто «схватили за горло». Но не много ли усилий для простой до3 октавы? Трубачи которые младше меня играют выше и не напрягаются, в то время как я либо ловлю киксы, либо намного быстрее устаю, чем они. Мне никто не может помочь, у кого бы я не спрашивал. Сейчас я играю в студ.симф.оркестре, на 1 трубе, где постоянно ля,си-второй, до 3 октавы в рабочем виде. Мне очень тяжело, я прихожу «будить» себя по утрам. Но у меня какой-то барьер это до3.. и так уже 2-3 года. Постоянно пытаюсь пробивать эту до, но очень быстро забиваются губы. Возможно и не в аппарате дело, но я уже просто не знаю что мне делать. Я никогда бы не стал писать куда-то, но надо хоть когда-то начать. Я из Красноярска, если это как то поможет делу. Заранее спасибо.

    • Здравствуйте, Артур! Чтобы дать ответ по вашему случаю, нужно увидеть, как вы играете. Пришлите, пожалуйста, видео на почту silvertmusic@gmail.com — гамму «Соль» мажор легато четвертями в две октавы с малой во вторую, стаккато четвертями, трезвучие в две октавы и «ломаные» трезвучия (соль-си-ре-соль/си-ре-соль-си и т.д.), и гамму «До» мажор в таком же стиле. Если не знаете что-то уверенно — сыграйте что-то похожее, что уверенно знаете. Можете записать еще что-то, что считаете важным показать. Или свяжитесь со мной в скайп — rustrumpeter.
      Напишу мое отношение к смене/коррекции постановки:
      Нужно использовать все возможные ходы, и правильно, что написали. Написав, моно получить ответ, не написав ответ вы точно не получите. О вашем преподавателе: у разных преподавателей можно разному научиться, не собираюсь ни на кого нападать и верю вам, что он хороший.
      
Далее, по фразе «к сожалению аппарат он менять не стал» — может быть и хорошо, что преподаватель решил на вас не экспериментировать. Как раз берите у него то, за что его цените, а с проблемами по аппарату можете в другом месте поискать. Может даже посоветоваться с ним, ведь скорее всего ваш успех вашему преподавателю не безразличен, и он будет рад помочь.
      Часто пытаются менять постановку губ там, где губы вовсе ни при чем, или они просто компенсируют проблемы в других частях аппарата — дыхании, шее и т.д. 
Я не сторонник смены аппарата по принципу «всем надо поставить определенным образом губы, выравнивать угол, … и тогда будут все регистры». Все регистры может и появятся, но могут уйти другие сильные стороны — гибкость, приятный тембр, атака, контроль. Нужно анализировать и не бросаться кардинально менять постановку после каждого просмотренного видео даже от супер трубачей. Подобных примеров «плохой» постановки много, вы назвали один из них — Сергей Накаряков. Еще один схожий пример среди наших соотечественников, трубачей ТОП уровня: Алекс Сипягин, которому тоже твердили, что надо менять постановку. То, что весь мир знает эти фамилии и не знает фамилии советчиков, расставляет все по своим местам. Работать с проблемами надо и важно беречь здоровье. Иметь возможность играть долго и в любых регистрах — это хорошо. Будет обидно, если Сергей Накаряков через 10 лет не сможет играть на том уровне, на котором играет сейчас — хочется, чтобы он радовал своих поклонников как можно дольше. Но есть и другая сторона: если бы он играл во всех регистрах и большим звуком, то не был бы Сергеем Накаряковым. Да, Тимофей Докшицер выпускал записи с помарками, советовал не заниматься больше двух часов в день, но он записывал дубли целиком и наверняка выбирал не по чистоте, но самый близкий к его музыкальной задумке дубль. Играют идеально чисто, занимаются целыми днями, а дотянуться до его уровня в построении фразы и плавности переходов не получается… Мой первый конкурс был имени Т.А. Докшицера в 1996 году, председателем жюри был Тимофей Александрович. Я занимался около 1,5 года, мои ровесники по 3-4. Атака у меня была еще слаба, играли концерт Альбинони и в быстрой части половина «та» были «пфа», но я получил III премию. По каким критериям? Точно не по чистоте исполнения. Тот случай, когда III премия для меня дороже всех моих I-х. Наша красота часто именно в не идеальности.

  13. Здравствуйте! У меня проблема уже почти пол года. Выдержка куда-то ушла. Верх исчез. Прихожу позаниматься , играю 10 минут , начинает троить и расслаиваться звук. Как только чуть-чуть устанут губы сразу троит и расслаивается. Может вы сталкивались с такой проблемой или знаете кого нибудь кто сталкивался. Я сейчас на 5 курсе консы, скоро госы. У меня все хуже и хуже. Если можно встретиться или в скайпе позаниматься ?

  14. Я могу через неделю приехать. Желательно в скайпе для начала пообщаться.

  15. Здравствуйте Семен,
    значит ли, что если губы толстые, то нужно начинать с большого размера мудштука?
    Спасибо.

  16. Поясню свою проблему. Год назад начал заниматься (с нуля) сначала с мудштуком ямаха 11В4, но постановка губ была «неправильной» по мнению преподавателя. Он настаивает что я сначала учусь делать «базинг» а потом точно также играю на трубе. Я и сам чувствовал что прикладывал слишком много усилия для извлечения звука — губы внутри мундштука, но приходилось сильно дуть чтобы получить вибрацию гую. Базинг стал получаться недавно и вроде сначала стало гораздо легче брать звуки, даже слишком легко — до С2 и даже Е2. Потом просел нижний регистр — малая октава стала еле звучать, срывы. Я стал грешить на мундштук, купил побольше — 3С. Не помогает. Ощущение что у меня должны быть обе губы внутри внутренних краев мундштука, иначе либо нижняя либо верхняя зажимается. Теперь думаю покупать ли еще больший размер или дело не в этом…

    • Здравствуйте, Дмитрий! Видел ваш первый комментарий и хотел ответить коротко: «нет, не значит». Но потом решил написать более развернуто по возвращении из отпуска, а через пару дней получил второй комментарий, который поможет ответить ближе именно к вашей ситуации.

      По поводу мнения преподавателя:
      Сейчас, занимаясь с преподавателем, вы действуете по схеме самообучения — поиск ответов перебором всех возможных вариантов. Лучше узнать профессиональное мнение или даже несколько, и потом уже действовать. Вопрос смены мундштука требует опыта, внимательного выбора и контроля ситуации после.
      Можно потратить много лет на то, что с преподавателем разбирается за год, месяц, а иногда и вовсе за один урок. Много уже прочитано, просмотрено, прослушано и проанализировано. Преподавательская работа, как фильтр водопроводной воды — очищает от нежелательных примесей и структурирует информацию из интернета, сохраняя то, что пойдет на пользу. У меня вызывают восхищение люди, которые год или даже больше, занимались самостоятельно. Восхищение. Но, к сожалению, не результатами, а своим упорством и трудом. Пока не встретился самоучка, который бы играл легко и свободно. Даже несмотря на огромный объем и свободное хождение информации в интернете. С таким упорством и энергией к занятиям за пару лет можно взлететь, а не попробовать. Как в этих примерах: http://blog.semyonmarkevich.com/smena-postanovki-pri-igre-na-trube-primery/ и многих других.
      Можно в густонаселенной Москве пить воду из под крана? Можно… 🙂

      По теме смены мундштука:
      Большой размер мундштука имеет смысл покупать, когда мышцы уже готовы делать больший объем работы. Зависит размер не столько от размера губ, скорее, от строения зубов и поставленных целей. На начальном этапе чаще всего подходят стандартные размеры 3, 5, 7 и глубина чашки С по Bach. Соответственно, начинать играть на 1B или 10,5E не рационально, за исключением индивидуальных особенностей.
      Баззинг применяю ограниченно, для понимания принципа смыкания, параллельности. Делать его важно свободно, на правильном дыхании. Именно неправильное исполнении баззинга часто зажимает аппарат. Вообще, важно помнить, что правильное выполнение упражнения идет на пользу, неправильное — во вред.
      В вашем случае, скорее всего, дело не в размере мундштука.
      «Обе губы должны быть внутри обода мундштука» — мысль правильная, только важно, каким способом вы этого добиваетесь. Просто их запихнуть внутрь — будет борьба воздуха и мышц губ. Мое предположение, что именно так у вас и происходит. Это предположение, не диагноз. Для того, чтобы определить причины и необходимые действия в конкретном случае, нужно видеть конкретный пример, конечно. Цель — найти баланс, свободный воздух и собранные губы на нем. Учиться собирать губы на воздухе и планомерно на этом заниматься длительное время, чтобы привыкнуть к новой позиции. Удачи!

  17. Здравствуйте.Мой внук,12 лет, учится в ДМШ по классу трубы 2 года.У него недорогая ученическая труба.Когда играет,например «Триумфальный марш»из Аиды,то ему трудновато.Краснеет лицо и он устает.Скажите,это проблема или так должно быть?Он говорит,
    что это потому,что труба ученическая.Такое может быть?Пожалуйста ответьте.Я волнуюсь.

    • Здравствуйте, Ольга. Здорово, что так внимательно относитесь к делу внука. Часто именно внимательное отношение родителей и бабушек с дедушками помогает вовремя заметить необходимость вмешаться в процесс. В занятиях на трубе до внешне видимых признаков усталости дело доходит быстро, особенно на начальных этапах обучения. Это непростой физически инструмент. Важно понять, естественная ли это усталость в связи с недостаточно крепким аппаратом для получаемой нагрузки или усталость приходит быстро, потому что какие-то механизмы работают не правильно. Ученическая труба, если она является исправной причиной быть не может. Предлагаю вам прислать видео, чтобы можно было более предметно проанализировать игру вашего внука.

    • Здравствуйте, Семен. Спасибо за взвешенный и содержательный ответ. Я думаю это в каком-то смысле проблема роста — после того как я просмтрел кучу видео и прочитал отзывы и литературу по теме — успокоился. И звук наладился тоже. Не без проблем пока, но значительно лучше. С преподавателем посвятили целый урок проблеме губ и амбюшюра, тоже помогло. Остаюсь пока на 3С, понял что больший мундштук мне не нужен. Дело в другом и уже ясно в чем. В общем, движемся вперед.

      С музыкальным приветом,

      Дмитрий

      • Пожалуйста, Дмитрий! Рад слышать, что дело сдвинулось в сторону улучшения. Расскажите подробнее, к пониманию чего вы в итоге пришли, в чем дело? Кому-то может пригодиться ваш опыт.

        • Здравствуйте, Семен! Действительно сдвинулось. Попробую сформулировать то, к чему пришел.
          1. Базинг и игра на трубе — не одно и то же. Как я понимаю сейчас, базинг хорош для тренировки губ, в первую очередь для достижения вибрации в любом диапазоне. Но когда к губам приложен мундштук их форма немного меняется и губы вибрируют иначе, чем во время базинга.
          2. Важно чтобы не зажималась ни верхняя ни нижняя губа — щель для вибрации создается мышцами губ и если одна из них зажата то мышцы не могут свободно двигаться внутри пространства мундштука, соответственно чтобы изменить размер щели и соответственно частоту вибрации и высоту звука, трубач пытается как-то компенсировать это и либо форсирует подачу воздуха либо меняет угол инструмента либо еще что-то делает, что менее удобно и эффективно чем работа мышц губ, когда они не зажаты.
          3. Строение губ — индивидуально и единственно правильной позиции мундштука нет — нужно искать свою, желательно с учителем. Вот видео, которое меня убедило в этом (David Wilken’s Brass Embouchures, A Guide for Teachers and Players):
          https://www.youtube.com/watch?v=aNfZpapmLIg
          4. Губы — лишь часть «инструмента трубача» — который состоит даже не из трубы а из тела трубача — труба это лишь «насадка». Поэтому все остальное не менее важно — дыхание с опорой, незажатая поза, работа языка и работа ума тоже.
          Вообще заметил что заниматься получается лучше всего тогда, когда нет напряжения, любого — психологического от житейских проблем или физического — губы зажаты, дыхание сперто и пр. Если это есть — ничего не получается. Потому что нужно быть очень внимательным и сконцентрированным, уметь слышать и музыку и свое тело во время занятий. Вот в такие моменты все получается. А если — бывает — после часа занятий я все еще не могу достичь чистого звука, ноты второй октавы выдуваю с напрягом, или устают губы — значит что-то серьезно мешает внутри. И если не сумею расслабиться и перестроится за 5 минут, то лучше отложить инструмент и не мучать себя.

          • Спасибо, Дмитрий, за ваш ответ, даже по пунктам расписали! В общем, пункты 1,2 и 4 почти во всем совпадают с принципами из данной статьи и блога — это приятно :). Пункт 3 тоже абсолютно в теме блога — может быть индивидуальная позиция, в них есть недостатки и преимущества.
            Но несколько моментов все же требуют моего уточнения, чтобы и вы, и читатели, имели четкую преподавательскую позицию по озвученным темам.
            1. Баззинг для тренировки губ не применяю, в том числе и потому, что отличается он от игры на трубе — скорее для понимания принципа смыкания губ. И ограниченно, если совсем нет возможности заниматься для поддержания формы. Остальное верно.
            2. Мысль про компенсацию при зажимах — да, но важно не слишком углубляться во все тонкости, особенно при самостоятельном обучении, потому что тонкостей много и концов потом не найдете. Лучше с преподавателем. Об этом же услышите в видео, на которое вы дали ссылку — называется «паралич анализа». Смысл термина в том, что в быстро, и постоянно сейчас растущем, разнообразном потоке информации просто не успеваешь заниматься делом, а только анализируешь прочитанное.
            Был упомянут угол — написал заметку по этому поводу — Прямой угол при игре на трубе Прямой угол как раз противоречит пункту 3.
            4. Дыхание, работа языка и ума, совершенно точно, важнее губ… 🙂 Хитрость в том, что губы чаще всего индикатор проблем, а не их реальная причина.
            По психологическому напряжению — мои взрослые ученики именно поэтому на занятия стабильно ходят — урок трубы и дает эту психологическую разгрузку, отдых от проблем. Мучать себя не нужно, но стабильно заниматься необходимо, иначе не получится играть и когда хорошее состояние будет :).

  18. Спасибо еще раз, Семен, и за поддержку и за понимание. На самом деле хожу к учителю и заниматься стараюсь регулярно (это к п. 4). Но бывает что по тем или иным причинам не получается сконцентрироваться и отрабатываешь материал тупо механически, думая что вот сейчас «пробъет» и зазвучит… Для себя понял что это бессмысленно. Лучше отложить инструмент и вернуться к занятию в этот день позже — через полчаса, через полдня. Главное — в другом состоянии. Тогда и расслабляешься (будучи при этом в состоянии концентрации!) и забываешь о внешнем мире :)))
    Прочитал ваш раздел «о себе» и порадовался за вас и за себя. Ваш путь — пример любви к своему делу и к музыке, рад за вас! За себя порадовался из-за вашего критерия эффективности занятий. Я занимаюсь ровно год и вот после недавнего «прорыва» стал брать и играть (besame mucho) фа2, даже фа#2. Значит правильно идем. Ну а учитель у меня отличный мужик, джазмен сам. Кстати заниматься я начал в 42. Нормальный возраст для начала, я считаю.
    Буду рад познакомиться лично, если будет такая возможность. В Москве бываю нерегулярно, но довольно часто. Инструмент теперь всегда со мной.
    Спасибо за блог — отличное дело!

    • Пожалуйста, Дмитрий! Приятно слышать, что мой опыт помогает вам и поддерживает веру в успех. Кстати, костяк учеников-любителей — мужчины 35-45 :). Запишите телефон: +79037772218, на связи по нему, когда в Москве. Удаленно можно выйти на связь по скайп: rustrumpeter. Также я есть в социальных сетях: ссылки есть в «подвале» сайта внизу — http://semyonmarkevich.com
      По занятиям, когда «не звучит» — ушел в воспоминания и размышления. И мой опыт, как личный, так и преподавательский, показывает, что это важный, многосторонний вопрос. Не все осознают, что комментарии бывают информативны наравне со статьей, поэтому сделаю одну из следующих заметок на эту тему :). Спасибо, что активно комментируете блог и наводите на важные вопросы. Это та самая стратегия «win-win»: я вижу актуальные вопросы, а вы получаете личные ответы! «Удачи на пути!»

      • отлично! спасибо.
        буду читать вас и может быть комментировать). Наверняка у меня самого вопросы еще будут. На связи!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *