7

Учимся легче читать и предслышать ноты. Тональность

Все звуки в любом музыкальном фрагменте тяготеют к Тонике ( I ступени). Тоника как дом: все наши прогулки к соседям (другие ноты с тяготением в основную Тонику) или дальние путешествия (взятие за основу других Тоник) логически завершаются в родном доме. В «до» мажоре это нота «до», в «ре» мажоре — «ре», и так далее.
Гамма — последовательный ряд звуков с определенным соотношением между нотами. Например, соблюдая последовательность «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» мы всегда построим от любого звука именно мажорную гамму.
Первое, на что музыкант обращает внимание в нотах — Тональность — высотное положение Тоники и Гаммы на этой тонике. В тональности «До» Мажор: Тоника — «до», Гамма: «до1-ре-ми-фа-соль-ля-си-до2». Тяготение одних нот в другие большинство людей ощущают интуитивно, по опыту восприятия услышанной ранее музыки. Самый простой пример, как можно почувствовать тяготение в Тонику

— сыграть 7 нот: «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» или «до-си-ля-соль-фа-ми-ре» и остановиться — ощущается незавершенность, желание пойти еще куда-то искать завершение. Играем следующую ноту «до» — появляется ощущение, что мы пришли домой — в Тонику.[видео] тяготение в тонику.
Если к Тонике все стремится, ей все и должно закончиться. Т.е. в мелодии или последнем аккорде чаще всего присутствует Тоника.
Общие принципы тональностей и построения гамм дают нам возможность упростить чтение нот. Играя в тональности мы знаем 7 основных звуков, которые будут использоваться в разбираемом музыкальном материале. Также, с помощью Тоники и окружающих ее звуков, мы можем создавать ощущение завершенности или незавершенности в нашей импровизации. Со временем теоретические знания о тональности заменяются ощущением тональности и мы начинаем чувствовать тяготения — это один из самых важных шагов к навыку свободной импровизации.

###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.


Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.

7 Comments

  1. На данный момент обучаюсь на блок флейте. Моя задача — научиться играть на саксофоне, и мне подсказали сперва научиться играть на блок флейте, чтоб в дальнейшем было легче играть на саксофоне. Уже есть результаты, вот только с нотами немножко сложновато — Ваш блог очень помогает мне в обучении. По поводу возраста будете удивлены, но мне 45. Буду учиться. С наилучшими пожеланиями!

  2. Здравствуйте, Семён! Я занимаюсь электронной музыкой — некоторые музыканты, не зная нот, создают хорошие мелодии, такое возможно?

    • Здравствуйте, Ольга! Конечно, возможно. Ноты — это всего лишь значки. Музыкант, который не знает нот просто создает для себя другие значки в уме и пользуется ими. Тем не менее, музыкальная грамота позволяет передавать музыкальную информацию друг другу. Именно поэтому полезно все-таки знать ноты и музыкальную грамоту. Удачи!

  3. Я в детстве научился читать текст молниеносно и без всяких методик, а только потому что начал делать это с 3 лет. Учился бы читать ноты — читал бы также и их, не сомневаюсь. А в 40 сколько ни бейся — эффект очень слабый. В детстве некоторые вещи даются играючи — в прямом и переносном смысле.

Добавить комментарий для Semyon Markevich Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *